наверх

Теория и история исторического знания

  • Русский

    язык курса

  • 14 недель

    длительность курса

  • около 6 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

 

Целевая аудитория данного онлайн-курса – студенты, изучающие историю и историческое познание.
Задача курса – показать сопряженность теории и истории исторического знания в контекстах меняющейся исторической культуры.
В основе online курса соответствующий курс, читаемый бакалаврам факультета гуманитарных наук НИУ "Высшая школа экономики".

О курсе

Оригинальность данного онлайн-курса обусловлена рассмотрением (1) теории и истории исторического знания во взаимосвязи, (2) истории исторического знания на основе понятия "историческая культура"; (3) развития исторического знания и его методологических оснований в России / СССР и странах Европы (и США) в сравнении.
В рамках курса анализируются механизмы дифференциации типов историописания и видов историографических источников, а также трансформация исторического знания и способы его презентации при смене моделей исторической науки и ее словарей.
Курс направлен на формирование у студентов навыков методологической рефлексии в ходе собственных исторических исследований и при обращении к историографическим произведениям разных типов и видов.

Цели курса:
– овладение методами науковедческого и социокультурного анализа исторического познания;
– выработка понимания парадигмального характера истории исторического знания;
– освоение теоретических основ исторического познания.

В результате освоения курса студент должен:
– знать основные парадигмы исторического знания;
– освоить метод историографического анализа;
– уметь применять теоретические знания в практике исторического исследования;
– иметь навыки науковедческого и социокультурного анализа исторического знания.

Изучение курса базируется на следующих дисциплинах:
– философия;
– источниковедение.

Формат

Курс состоит из 14 видеолекций, внутри которых встроены неоцениваемые вопросы. На каждой неделе будет предоставлен оцениваемый тест примерно из 7-14 вопросов, итоговый экзамен из тестов. В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями, доступ к оцениваемым заданиям и экзамену с прокторингом станет доступен после оплаты курса.

  1. Данилевский И.Н., Добровольский Д.А., Казаков Р.Б. [и др.]. Источниковедение: учеб. пособие. Отв. ред. Румянцева М.Ф.; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". 2-е изд., испр. 685, [3] с. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.
  2. Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания: учеб. пособ. 523 с. СПб.: Алетейя. Историческая книга, 2007.

Требования

Для освоения курса студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
– знать основные эпистемологические парадигмы;
– понимать природу исторического источника и его роль в историческом познании;
– владеть языком (терминологией) исторической науки.

Освоение курсов бакалавриата:
– философия;
– источниковедение.

Программа курса

  1. Предмет. Задачи. Метод. Интерпретационные схемы.
  2. Источниковедение историографии.
  3. Историческое знание в XVIII веке: рационализм и Просвещение.
  4. Историческое знание XIX в.: от романтизма к позитивизму.
  5. Становление исторического метода в исторической культуре XIX в.
  6. Теории исторического процесса в XVIII-XIX вв.: сравнительный анализ.
  7. Историческое знание на рубеже XIX-XX вв.: становление неклассической науки.
  8. Историческое знание первой трети XX века.
  9. Теории исторического процесса в первой половине XX века: сравнительный анализ.
  10. Новая историческая наука: Школа "Анналов".
  11. Структурная/социальная история в 1950-1960-е гг.
  12. Историческая антропология и история ментальностей.
  13. История повседневности. Микроистория.
  14. Основные тенденции в историческом знании конца XX – начала XXI века.

Результаты обучения

Планируемые результаты обучения:

  • понимать механизмы дифференциации типов историописания и видов историографических источников;
  • знать понятийный аппарат исторического исследования;
  • понимать системный характер исторической культуры и определяющие ее социокультурные факторы;
  • знать и понимать трансформации исторического знания и способов его презентации при смене моделей исторической науки (классическая – неклассическая/неоклассическая – постнеклассическая) и ее словарей (описания и объяснения – интерпретации и репрезентации).

Формируемые компетенции

  • Навык методологической рефлексии как в ходе собственных исторических исследований, так и при обращении к историографическим произведениям разных типов и видов.
  • Знание и понимание методов исторического исследования и способов презентации его результатов.

Направления подготовки

Отзывы о курсе

Румянцева Марина Федоровна

Кандидат исторических наук, Доцент
Должность: Доцент

сертификат об окончании курса

Сертификат

Стоимость доступа к оцениваемым заданиям и возможности пройти экзамен с прокторингом для получения сертификата по курсу составляет 3600 рублей.

Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.

Похожие курсы