наверх

Жизнь и творчество А. С. Пушкина

6 июня - 31 декабря 2024 г.
Старт через 29 дней
237 дней
До конца записи
  • Русский

    язык курса

  • от 7 до 9 недель

    длительность курса

  • от 4 до 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе


Курс представляет собой попытку всестороннего взгляда на «феномен Пушкина» и его место в русской культуре. В лекциях освещены творческая эволюция и биография поэта, вопросы интерпретации его литературного наследия в XIX–XXI веках.

О курсе

Сегодня существует представление о Пушкине как о первом национальном поэте и основоположнике русской классической литературы. Всем хорошо знакомы слова критика XIX века Аполлона Григорьева — «Пушкин — наше всё». Однако всегда ли восприятие Пушкина было таковым? В какой момент, как и благодаря чему Пушкин занял свое исключительное положение в русском культурном пространстве? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в двух разделах нашего курса.

В первом разделе (модули 1–4) будут охарактеризованы значимые этапы жизненного и творческого пути Пушкина в культурном контексте его эпохи. Рассматривая ключевые мировоззренческие сдвиги и художественные трансформации в творчестве поэта, мы проследим, как литературная эпоха создает Пушкина, а Пушкин создает литературную эпоху.

Второй раздел (модули 5–7) посвящен различным аспектам восприятия творчества Пушкина, его личности и его наследия в XIX–XXI веках. Предметом лекций и бесед со специалистами-экспертами станут история пушкинского мифа, который на протяжении двух столетий складывался в сознании русских читателей; отзвуки и воплощения пушкинских шедевров в музыкальном и театральном искусстве; история сохранения и изучения пушкинского наследия.

СПбГУ и создатели курса выражают благодарность за участие и деятельную помощь в работе над проектом Всероссийскому музею А.С. Пушкина, Институту Русской литературы (Пушкинскому дому) РАН, Российской национальной библиотеке и лично Марине Витальевне Бокариус, Марине Юрьевне Дмитревской, Ольге Ильиничне Кагановской, Елене Андреевне Михайловой, Владимиру Владимировичу Турчаненко.

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов, тестирование по пройденному материалу. Для получения сертификата необходимо выполнить все задания, тесты и написать финальный экзамен.

Требования

Обучение на курсе не требует специальной подготовки.

Программа курса

Модуль 1. Пушкин в Царском Селе и на Юге

Русская литература на рубеже XVIII–XIX веков. Пушкин в Лицее. Пушкин и «архаисты». Южная ссылка. Южная лирика. Южные поэмы. Пушкин в Одессе.

Модуль 2. Пушкин в Михайловском

Кризис романтизма и его преодоление. Трагедия «Борис Годунов». Михайловская лирика. «Евгений Онегин»: рождение русского классического романа. Пушкин, декабристы и Николай I.

Модуль 3. Пушкин в Болдине

От Михайловского к Болдину: 1826–1830 гг. Болдинская лирика. «Маленькие трагедии». «Повести Белкина»: рождение русской классической прозы.

Модуль 4. Пушкин в Петербурге

Тридцатые годы. Вторая Болдинская осень. Петербургские повести Пушкина. «Капитанская дочка». Завершение пути.

Модуль 5. Пушкин и его читатели

Пушкин глазами современников. Споры о Пушкине: 1840-е – 1860-е годы. Пушкин — Первый Национальный Поэт: 1880-е – 1900-е. Пушкинский миф в XX–XXI веках.

Модуль 6. Пушкинское наследие и его хранители

Пушкинское наследие и его хранители: ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН, Всероссийский музей А.С. Пушкина. Рукописи Пушкина. Изучение и издание сочинений Пушкина. Библиотека Пушкина.

Модуль 7. Пушкин в искусстве

Пушкин и театр. Пушкин — театральный зритель и драматург. Пушкин на театральной сцене. Пушкин в музыке. «Борис Годунов»: трагедия Пушкина и опера Мусоргского. 

Результаты обучения

По завершении этого курса учащиеся будут:

Знать:
1. закономерности развития русской литературы в первой половине XIX века;
2. жанровую систему лирики Золотого века;
3. основные вехи биографии и творчества А. С. Пушкина;
4. эволюцию читательского восприятия творчества А. С. Пушкина в XIX–XX веках;
5. фабульно-сюжетное содержание анализируемых в курсе произведений А. С. Пушкина;
6. изменчивость читательской, художественной и научной рецепций творчества А. С. Пушкина;
7. историю сохранения и изучения пушкинского наследия.

Уметь:
1. воспринимать и излагать литературоведческую информацию;
2. интерпретировать художественные произведения с опорой на имеющуюся научную информацию;
3. проводить сопоставительный анализ художественных текстов с учетом жанровых традиций и различных литературных направлений;
4. находить связь исторических событий и культурного контекста с творчеством писателя.

Владеть:
1. основными терминами и понятиями, связанными с литературным процессом изучаемого периода;
2. навыками анализа художественного текста.

Формируемые компетенции

ОК-7 — способность к самоорганизации и самообразованию;

ОПК-3 — способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов;

ОПК-4 — владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста

Направления подготовки

Филонов Евгений Анатольевич

Кандидат филологических наук
Должность: научный сотрудник Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, доцент кафедры истории русской литературы СПбГУ

Похожие курсы