наверх

Введение в цифровую культуру

1 сентября - 31 декабря 2020 г.
Старт через 145 дней

Дата начала записи на курс еще не объявлена

  • 16 недель

    длительность курса

  • от 6 до 7 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

В данном курсе обучающийся поймет, что это такое цифровая культура. Каждый раздел курса будет посвящено целому разделу информационных технологий. Это такие разделы, как архитектура компьютеров, основы языков программирования, технологии работы с большими данными, компьютерная безопасность, веб-технологии. Также в этом курсе будет рассказано об основных цифровых сервисах: как устроены социальные сети, что такое блокчейны и умные контракты, что такое электронное правительство и как создаются виртуальные музеи.

О курсе

Цифровая культура – это в первую очередь понимание современных информационных технологий, их функционала, а также возможность грамотно использовать их в работе или быту. И это относится не к смартфонам или умным кофеваркам, а к таким инструментам, как работа с базами данных, машинное обучение, компьютерное моделирование, статистический анализ, работа с графическими редакторами и многое другое.

Специалист, который обладает навыками в области цифровой культуры, знает, как использовать инструменты, предлагаемые нам современными информационными технологиями, вне зависимости от того, имеет ли он профильное образование в области IT. Более того, цифровая культура подразумевает, что человек соблюдает так называемую цифровую этику. Это значит, что он знает, как строить общение с другими пользователями, как представлять информацию о себе, какие данные являются публичными, а какие – нет, как обеспечить информационную безопасность, какое законодательство существует в его стране в области работы с данными. Иными словами, он осознает, как правильно позиционировать себя в информационном пространстве и какие границы нельзя переступать, когда находишься в нем.

Зачем нужны знания в области цифровой культуры? Информационные технологии проникли во все сферы жизни без исключения. Будущее за Интернетом вещей, блокчейном и другими распределенными сетями, автоматизацией и экономикой роботов. Информации в целом становится все больше и больше, и обработка данных может помочь в создании лучших социальных сервисов, внедрению инноваций в промышленности, в управлении. Такие профессии, как дата-сайентист и системный аналитик, становятся все более востребованными, хотя еще далеко не все понимают, чем занимаются эти специалисты. Большая доля общения, как делового, так и личного, происходит в сети, что определяет особенности мышления и поведения поколения. Таким образом, практически в любых сферах деятельности мы сталкиваемся с необходимостью хранить, искать и анализировать большие объемы информации.

Чтобы уметь это делать, то есть грамотно обращаться с окружающей нас информацией и при этом получать осмысленные результаты, и нужна цифровая культура. То есть человек, обладая знаниями в этой области, понимает, какие алгоритмы подходят для обработки и анализа данных, какие задачи можно ставить в области данных, какие технологии подходят для решения этих задач и каким результатам можно доверять.

При этом цифровая культура сегодня нужна абсолютно всем специалистам как в технических, так и в гуманитарных профессиональных областях. Ведь даже если в обязанности сотрудника не входит разработка, например, программного обеспечения, он должен уметь поставить перед программистом техническое задание, грамотно формулируя задачи своей предметной области. Статистический анализ и обработка больших данных важны в любой работе, связанной с экономикой. От специалистов в области коммуникации требуются навыки работы с графическими редакторами, системами CMS, HTML-разметкой и другими цифровыми инструментами. Филологу нужно уметь анализировать тексты, биоинформатику – обрабатывать последовательности ДНК. Потому что такова экономика будущего, и без знаний в области цифровой культуры уже невозможно стать востребованным специалистом практически в любой профессии.

Формат

В состав курса входят видео-лекциии и упражнения. Длительность курса составляет 16 недель. Трудоемкость курса – 3 зачетных единицы. Средняя недельная нагрузка на обучающегося – 6-7 часов.

  1. Cтепанов, А.А. От математики к обобщенному программированию [Электронный ресурс] / А.А. Cтепанов, Д.Э. Роуз ; пер. с англ. Слинкина А.А.. — Электрон. дан. — Москва : ДМК Пресс, 2016. — 264 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/97345. — Загл. с экрана. Галатенко, В.А. Основы информационной безопасности [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва : , 2016. — 266 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/100295

  2. Смолин, Д.В. Введение в искусственный интеллект: конспект лекций [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва : Физматлит, 2007. — 264 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/2325

  3. Щеглов, А. Ю. Защита информации: основы теории : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Ю. Щеглов, К. А. Щеглов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 309 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04732-5. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/9CD7BE3A-F9DC-4F6D-8EC6-6A90CB9A4E0E.

Требования

Для успешного освоения курса необходимы базовые навыки работы с компьютером и сетью Интернет.

Программа курса

В курсе рассматриваются следующие темы:

  1. Архитектура ЭВМ и ОС
  2. Технологии программирования
  3. Информационная безопасность
  4. Сетевые технологии
  5. Квантовые технологии
  6. Цифровая этика
  7. Основы персональной информационной безопасности
  8. Цифровое образование
  9. Цифровая экономика. Блокчейн
  10. Библиографический поиск
  11. Технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности
  12. Культура Интернет-коммуникаций
  13. Встроенные системы
  14. Цифровые гуманитарные науки

Результаты обучения

  • Знание основных понятия цифровых технологий (РО-1)
  • Знание основных цифровых технологий и алгоритмов их работы (РО-2)

Формируемые компетенции

Способность применять цифровые технологии для анализа и решения мировоззренческих, социально-личностных и профессиональных проблем и процессов, определяющих жизнедеятельность в цифровом пространстве (КК-4)

Направления подготовки

09.03.01 Информатика и вычислительная техника
09.03.03 Прикладная информатика
09.03.04 Программная инженерия
10.03.01 Информационная безопасность
11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
11.03.03 Конструирование и технология электронных средств
12.03.01 Приборостроение
12.03.02 Оптотехника
12.03.03 Фотоника и оптоинформатика
12.03.05 Лазерная техника и лазерные технологии
12.05.01 Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения
13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
14.03.01 Ядерная энергетика и теплофизика
15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств
15.03.06 Мехатроника и робототехника
16.03.01 Техническая физика
16.03.03 Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения
18.03.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
19.03.01 Биотехнология
19.03.02 Продукты питания из растительного сырья
19.03.03 Продукты питания животного происхождения
27.03.04 Управление в технических системах
27.03.05 Инноватика
38.03.01 Экономика
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
45.03.04 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере

Михайлова Елена Георгиевна

К. ф.-м. н.
Должность: Советник при ректорате-директор по направлению "цифровая культура" Университета ИТМО

сертификат об окончании курса

Сертификат

Сертификат участника обычно выдается при достижении 60% от общего рейтинга при условии сдачи работ до жесткого дедлайна. Сертификат с отличием, как правило, выдается при достижении 90% от общего рейтинга при условии сдачи работ до мягкого дедлайна.

Похожие курсы