наверх
  • Русский

    язык курса

  • 10 недель

    длительность курса

  • около 18 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 5 зачётных единиц

    для зачета в своем вузе

Джобс, Цукерберг, Касперский – это примеры успешных предпринимателей в сфере технологий. Хотите свой офис в Силиконовой долине с видом на залив Сан-Франциско? Мечтаете о собственном высокотехнологическом стартапе? Тогда этот курс станет для вас хорошим стартом!Такой бизнес называется венчурным, от английского слова venture – рискованный. Но наш курс даст вам необходимые навыки и знания в сфере инновационной экономики и технологического предпринимательства, чтобы в дальнейшем вы могли сократить риски, будучи хорошо подготовленным. Курс поможет вам сформировать знания и навыки, которые пригодятся при продвижении собственного высокотехнологического проекта. «Когда мне было двадцать, я никогда не позволял себе выходных». – говорил Билл Гейтс, сооснователь Microsoft. Начните с того, чтобы изучить экономику инноваций и технологическое предпринимательство вместе с ведущими экспертами  АО "РВК", профессорами Университета ИТМО и экономического факультета МГУ имени Ломоносова.

О курсе

Цель курса – формирование у студентов комплекса теоретических знаний и практических навыков в сфере экономики, технологического предпринимательства и управления инновационными проектами.

Задачи курса: достижение следующих результатов образования (РО):

Знания: основные теории функционирования инновационной экономики и технологического предпринимательства, принципы организации, управления и оценки инновационно-предпринимательской деятельности; меры государственной поддержки инновационной деятельности и развития инновационной экосистемы; основы коммерциализации инноваций и развития высокотехнологического бизнеса.

Умения: планирование и проектирование коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в форме стартапа, коммерческого контракта, лицензионного договора; формирование проектных команд; выбор бизнес-модели и разработка бизнес-плана; анализ рынка и прогнозирование продаж, анализ потребительного поведения, разработка IP-стратегии проекта, проведение оценки эффективности инновационной деятельности, анализ рисков развития компании.

Владение: приемы работы на рынке коммерциализации высоких технологий с использованием моделей product development и customer development, использование технологий бережливого стартапа (lean) и гибкого подхода к управлению (agile), технологии разработки финансовой модели проекта, проведение переговоров с инвесторами и публичных презентаций проектов (питчей).

Перечисленные РО являются основой для формирования общекультурной компетенции: «способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3)» федеральных государственных стандартов высшего образования по естественнонаучным и техническим направлениям (уровень бакалавриата).

Курс был отмечен на Международном конкурсе открытых онлайн-курсов EdCrunch Award в 2018 году и получил диплом II степени как «Лучший курс по версии экспертов».

Методы обучения

  • Проектная работа в команде: совместная деятельность студентов над проектом под руководством преподавателя, направленная на решение общей задачи.
  • Сase-study: анализ ситуаций, имевших место в практической области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений.
  • Обучение на основе опыта: активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения.
  • Междисциплинарное обучение: использование знаний из разных областей, группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.

Формат

В состав курса входят лекции и практические занятия в формате видеоматериалов; анализ case-study: ситуаций из практической области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений; решение задач; выполнение контрольных заданий и упражнений; тестов.

Курс рассчитан на 10 недель. Недельная учебная нагрузка обучающегося по курсу составляет 18 часов. Общая трудоемкость курса 5 зачетных единиц.

  1. Генрих Альтшуллер Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. – М.: Альпина Паблишер. 2015. – 404 с.;
  2. Марк МееровичЛариса Шрагина Технология творческого мышления. – М.: Альпина Паблишер. 2016. – 506 с.;
  3. Инновационная деятельность: проблемы, практика коммерциализации. – М.: ИСЭРТ РАН. 2012.; Экономика инновационной деятельности предприятия. Учебное пособие. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов. 2014. – 432 c.;
  4. Татьяна ПопадюкВладимир Горфинкель Инновационный менеджмент. – М.: Проспект. 2014. – 424 c.;
  5. Джеймс П. ВумекДэниел Т. Джонс Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. – М.: Альпина Паблишер. 2016. – 472 c.;
  6. Инновационный менеджмент. Учебник. Серия: Бакалавр. Академический курс. – М.: Юрайт. 2015. – 528 c.;
  7. Спасенных М.Ю. Инновационный бизнес: корпоративное управление НИОКР: учеб. пособие. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 148 с.;
  8. Гумерова Г.И. Управление инновационными преобразованиями: учеб. пособие – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 140 с.;
  9. Зинов В.Г., Лебедева Т.Я., Цыганов С.А. Инновационное развитие компании: управление интеллектуальными ресурсами: учеб. пособие. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. – 248 с.;
  10. Антонец В.А., Нечаева Н.В., Хомкин К.А., Шведова В.В. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок: учеб. пособие. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. – 320 с.;
  11. Фадеев В.Ю. Инновационное предпринимательство: учеб. пособие. – М.: Наука. 2007. – 328 с.;
  12. Друкер, Питер, Ф. Бизнес и инновации: пер. с англ. – М.: ИД «Вильямс», 2007. – 432 с.;
  13. Управление инновациями: пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 237 с.;
  14. Инновации в бизнесе: пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 189 с.;
  15. Хозяйственные системы инновационного типа: теория, методология, практика / под общ. ред. А.Н. Фоломьева. – М.: Экономика, 2011. – 397 с.;
  16. Фонотов А.Г. Россия: инновации и развитие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010. – 431 с.;
  17. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б.З. Мильнера. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 624 с.;
  18. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века / Международный Ин-т  П. Сорокина, Н. Кондратьева. – М.: Издательство «Экономика», 2004. –  444 с.;
  19. Туккель И.Л. Экономика и финансовое обеспечение инновационной  деятельности: учеб. пособие. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 240 с.;
  20. Туккель И.Л. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: практикум: учеб. пособие. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013. – 208 с.;
  21. Трифилова А.А. Оценка эффективности развития предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 304 с.;
  22. Баранчеев В.П. Управление инновациями: учебник. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 711 с.
  23. Национальный доклад Инновации в России 2015, 2016

Требования

В процессе обучения активно используется Microsoft Power Point.

Программа курса

В курсе рассматриваются следующие темы:

  1. Введение в инновационное развитие
  2. Формирование и развитие команды
  3. Бизнес–идея, бизнес-модель, бизнес-план
  4. Маркетинг. Оценка рынка.
  5. Product development. Разработка продукта.
  6. Customer development. Выведение продукта на рынок.
  7. Нематериальные активы и охрана интеллектуальной собственности
  8. Трансфер технологий и лицензирование
  9. Создание и развитие стартапа
  10. Коммерческий НИОКР
  11. Инструменты привлечения финансирования
  12. Оценка инвестиционной привлекательности проекта
  13. Риски проекта
  14. Презентация проекта
  15. Инновационная экосистема
  16. Государственная инновационная политика
  17. Итоговая презентация группового проекта (питч-сессия)

 

Результаты обучения

  • Научиться применять экономические знания для решения задач в области коммерциализации инноваций, развития технологических проектов и выведения на рынок новых продуктов в условиях современной российской экономики с учетом сложившейся в России инновационной экосистемы и реализуемой государственной политики в этой сфере (РО-1).
  • Научиться процессу разработки высокотехнологичных продуктов или услуг, с использованием современных  понятий и инструментов.  Научиться решать проблемы реализации и всестороннего мониторинга инновационных проектов; обеспечивать эффективное функционирование и развитие современного производства, включая методы разработки инновационных проектов,  управления технологическими процессами и охраны интеллектуальной собственности (РО-2).
  • Научиться процессам организации деятельности в области трансфера технологий и лицензирования, формирования стартапа и реализации коммерческого НИОКР (РО-3)
  • Практически использовать знания способов комплексного обеспечения инновационной деятельности всеми необходимыми факторами: социальными, экономическими, организационными, логистическими, маркетинговыми и финансовыми (РО-4).
  • Освоить в процессе практики методы проектирования новых видов продукции; формирования команды проекта,  разработки плана мероприятий по выведению продукта на рынок в рамках концепции Customer Development и подготовки различных типов презентаций проекта (РО-5).
  • Развивать навыки сбора, обработки, анализа данных о процессах и результатах инновационной деятельности; выявления рисков проекта и  организации мероприятий по их преодолению; освоения методов планирования и прогнозирования результатов интеллектуальной деятельности и инноваций в бизнес-организации (РО-6).

Формируемые компетенции

ОК-3

Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности, в том числе при решении социальных и профессиональных задач и при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах

РО-1

ПК-4

Способность разрабатывать и реализовывать инновационные проекты, обеспечивать результативность и улучшать производственные и технологические процессы

РО-2

ПК-5

Способность анализировать проект (инновацию) как объект управления

РО-3

ПК-9

Способность применять методы социально-экономического, организационно-экономического, логистического, маркетингового и финансового обеспечения инновационной деятельности

РО-4

ПК-10

Способность разрабатывать план мероприятий по созданию и продвижению нового продукта на рынок

РО-5

ПК-29

Способность к организации и проведению сбора, обработки, анализа, данных о процессах и результатах инновационной деятельности, к осуществлению планирования и прогнозирования результатов интеллектуальной деятельности и инноваций

РО-6

Направления подготовки

Отзывы о курсе

Гаврилова Елена Юрьевна


Должность: Директор Бизнес-инкубатора Университета ИТМО

Казин Филипп Александрович

Кандидат исторических наук
Должность: Заместитель директора НИУ ВШЭ

Егошина Екатерина Валерьевна

Кандидат экономических наук
Должность: Менеджер центра проектного управления и продвижения Университета ИТМО

Иващенко Наталья Павловна

Доктор экономических наук, профессор
Должность: Заведующий кафедрой экономики инноваций МГУ имени Ломоносова

Чашкина Дарья Ивановна


Должность: Директор Бизнес-инкубатора МГУ имени Ломоносова, старший преподаватель каф. экономики инноваций МГУ

Макарченко Марина Арнольдовна

Доктор экономических наук, доцент
Должность: Заведующий. кафедрой производственного менеджмента и трансфера технологий Университета ИТМО

Павлова Елена Александровна

Кандидат экономических наук, доцент
Должность: Доцент кафедры экономики и стратегического менеджмента Университета ИТМО

Поспелова Татьяна Васильевна

Кандидат экономических наук
Должность: Младший научный сотрудник кафедры экономики инноваций МГУ имени Ломоносова

Рождественский Игорь Всеволодович

Кандидат физико-математических наук, доцент
Должность: Доцент кафедры производственного менеджмента и трансфера технологий Университета ИТМО

Денисов Денис Сергеевич


Должность: Начальник юридического управления Университета ИТМО

Сергеева Ирина Григорьевна

Доктор экономических наук, профессор
Должность: Заведующий кафедрой финансового менеджмента и аудита Университета ИТМО

Тихомирова Ольга Геннадьевна

Кандидат экономических наук, доцент
Должность: Доцент кафедры производственного менеджмента и трансфера технологий Университета ИТМО

Мельченко Сергей Владимирович


Должность: Начальник отдела развития инновационных проектов и инициатив Университета ИТМО

Фенькин Алексей Анатольевич

Кандидат экономических наук
Должность: Тьютор ФТМИ Университета ИТМО, маркетинг эксперт, директор по маркетингу бренда Befree

Яныкина Нина Олеговна


Должность: Начальник департамента инновационной и проектной деятельности

Энговатова Александра Андреевна

Кандидат экономических наук, доцент
Должность: Доцент кафедры экономики инноваций МГУ имени Ломоносова

Груздева Елена Владимировна

Кандидат экономических наук, доцент
Должность: Доцент кафедры экономики инноваций МГУ имени Ломоносова

Тищенко Елена Борисовна

Кандидат экономических наук, доцент
Должность: Доцент кафедры экономики инноваций МГУ имени Ломоносова

Красностанова Мария Вячеславовна

Кандидат экономических наук, доцент
Должность: Доцент кафедры экономики инноваций МГУ имени Ломоносова

сертификат об окончании курса

Сертификат

По данному курсу возможно получение сертификата.

Сертификат участника обычно выдается при достижении 60% от общего рейтинга при условии сдачи работ до жесткого дедлайна. Сертификат с отличием, как правило, выдается при достижении 90% от общего рейтинга при условии сдачи работ до мягкого дедлайна.

Похожие курсы