наверх

Экология

 width=
10 сентября - 22 декабря 2018 г.
Старт через 53 дня
88 дней
До конца записи
  • 14 недель

    длительность курса

  • от 4 до 6 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Целью программы является сформировать у слушателей экологическое мировоззрение и воспитать способности оценки своей профессиональной деятельности с точки зрения охраны окружающей среды.

О курсе

В курсе подробно рассматриваются основы общей экологии, учение В.И. Вернадского о биосфере и его развитие в настоящее время. Рассматриваются закономерности функционирования экологических систем, вопросы загрязнения окружающей среды, основные экологические проблемы и пути решения этих проблем.

Рассматриваются вопросы рационального природопользования и международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, основы природоохранной деятельности в России.

В курс включены обучающие видео об экологической деятельности различных организаций г. Санкт-Петербурга:

  1. Видео об очистке воды на одном из производственных объектов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (Юго-Западные очистные сооружения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»);
  2. Видео об экологическом просвещении жителей г. Санкт-Петербург (Детский экологический центр г. Санкт-Петербург);
  3. Видео о мониторинге окружающей среды (ГУП СФ «Минерал»);
  4. Видео об исследовании окружающей среды с помощью метода биоиндикации (Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН);
  5. Видео о государственном управлении в области охраны окружающей среды (Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Санкт-Петербурга);
  6. Видео о загрязнении атмосферного воздуха (кафедра ИЗОС СПбГЭТУ «ЛЭТИ»);
  7. Видео об актуальности проблемы образования отходов (ЗАО «Турмалин», руководитель Учебно-методологического центра «Утилизация и обезвреживание отходов» СПбГЭТУ «ЛЭТИ»);
  8. Видео о перспективах использования «лабораторий на чипе» для обеспечения безопасности пищевых продуктов для человека (кафедра МНЭ СПбГЭТУ «ЛЭТИ»).

Формат

Курс "Экология" включает 6 разделов, каждый из которых включает в себя видеолекции и содержит также конспект, материалы для самостоятельной работы. Освоение каждого раздела предполагает интенсивную самостоятельную работу слушателей. 

Оценка качества усвоения программы дисциплины «Экология» включает текущий контроль успеваемости (тестирование после каждой темы и раздела курса), выполнение практических заданий после 2 и 4 раздела и творческой работы после 5 раздела курса, итоговый контроль по дисциплине «Экология».

Куррс завершается итоговым контролем, состоящим из двух частей.

  • в первой части необходимо по данному определению написать подходящий термин;
  • во второй части нужно дать развёрнутый ответ на поставленный вопрос в текстовом виде и отправить в виде файла на проверку преподавателю.

Результаты тестирований и выполненных заданий оцениваются по рейтинговой системе:

  • 30% от итоговой оценки слушатель получает по итогам проверки индивидуальных заданий;
  • 45% от итоговой оценки слушатель получает по итогам итогового теста по разделу;
  • 25% от итоговой оценки слушатель получает по результатам итогового контроля.

Курс считается выполенным при получении не менее 70% рейтинговой оценки. 

Основная литература:

  1. Стадницкий Г.В. Экология: Учебник для  вузов, 9-е изд., перераб. и доп. – СПб: Химиздат, 2007.
  2. Сидоренко В.М. и др. Экология: Учеб. пос. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004.
  3. Пожаров  А.В.  Методы и приборы для контроля биоцидных  загрязнений окружающей среды. Учеб. пособие. - Л.: ЛЭТИ, 1988, 80с.
  4. Общая экология: Методические указания к практическим и курсовым работам / Сост. А.А. Бойцов. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2003.
  5. Управление охраной окружающей среды: Методические указания к практическим занятиям / Сост. С.Н. Кузнецова. – СПб.: Изд-во СПб ГЭТУ “ЛЭТИ”, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Система стандартов охраны природы (ССОП) – ГОСТ 17.
  2. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник.- М.: Просвещение, 1992, 264 с.
  3. Одум Ю.  Экология. М.: Мир, 1986, т.1, 328с, т.2, 376 с.
  4. Вернадский В.И. Биосфера М.: Мысль, 1967.
  5. Цветкова Л. И., Алексеев М. И., Кармазинов Ф.В. и др.  Экология: Учеб. для высших и средних учебных заведений по техническим специальностям и направлениям. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: АСВ; СПб: Химиздат, 2001.
  6. Родионов А.И., Клушин В.М., Торошечников С.Н. Техника защиты окружающей среды: Учебник для вузов. – М.: Химия, 1989. 512 с.
  7. Потапов А.Д. Экология: Учебник для вузов, обучающихся по направлению "Строительство", 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2004.

Требования

В процессе изучения дисциплины "Экология" слушатели используют знания основ биологии, географиии, химии, физики, математики, полученные в средней школе.

Программа курса

Раздел 1. Биосфера

  • Определение науки «экология». Предмет и задачи.
  • Структура биосферы. Живое вещество и его функции.
  • Потоки вещества и энергии в биосфере.

Раздел 2. Экологические системы

  • Биоценозы и экологические системы
  • Трофические взаимодействия в экосистемах 
  • Экология популяций

Раздел 3. Организм и среда

  • Экологические факторы среды и их классификация 
  • Закономерности действия экологических факторов на организмы 

Раздел 4. Глобальные экологические проблемы 

  • Виды и  источники загрязнения окружающей среды 
  • Последствия загрязнения воды, воздуха и почв
  • Проблемы урбанизации и народонаселения

Раздел 5. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды 

  • Проблемы использования природных ресурсов
  • Основы рационального природопользования 
  • Обеспечение населения продовольствием

Раздел 6. Социально-экономические аспекты экологии

  • Экологическая политика
  • Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций:

  • содержание таких понятий как "экология", "биосфера", "природа", "охрана окружающей среды"; основы учения о биосфере и биогеоценозах;
  • закономерности функционирования и развития экосистем и их компонентов;
  • характер экологических процессов в биосфере, их взаимосвязь;
  • суть глобальных экологических проблем, основы природоохранного законодательства России, принципы экологического мониторинга и международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;
  • ориентироваться в экологических проблемах различного масштаба; уметь применять подходы к прогнозированию и оценке состояния экосистем;
  • владеть представлениями о формах деятельности отечественных и международных организаций, занимающихся проблемами охраны природы, об основных международных экологических программах;
  • владеть информацией об экологических принципах использования природных ресурсов и охраны природы и об основах экономики природопользования.

Формируемые компетенции

01.03.02 Прикладная математика и информатика:
ОК-9 – способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.

09.03.01 Информатика и вычислительная техника:
ОК-9 – способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.

09.03.02 Информационные системы и технологии:
ОК-5 – способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
ОК-8 – осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе.

09.03.04 Программная инженерия:
ОК-9 – способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.

11.03.01 Радиотехника:
ОК-9 – готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
ПК-12 – способность осуществлять контроль соблюдения экологической безопасности.

11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи:
ОПК-7 – готовность к контролю соблюдения и обеспечению экологической безопасности.

11.03.03 Конструирование и технология электронных средств:
ОК-9 – способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.

11.03.04 Электроника и наноэлектроника:
ОК-9 – готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
ОПК-8 – способность использовать нормативные документы в своей деятельности.

12.03.01 Приборостроение:
ОПК-3 – способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения физико-математический аппарат;
ПК-3 – способность к проведению измерений и исследования различных объектов по заданной методике;
ПК-11 – способность к организации входного контроля материалов и комплектующих изделий.

12.03.04 Биотехнические системы и технологии:
ПК-22 – готовность осуществлять контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации на изделия и устройства медицинского и экологического назначения стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

13.03.02 Электроэнергетика и электротехника: 
ОК-9 – способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
ПК-3 – способность принимать участие в проектировании объектов профессиональной деятельности в соответствии с техническим заданием и нормативно-технической документацией, соблюдая различные технические, энергоэффективные и экологические требования.

20.03.01 Техносферная безопасность:
ОК-2 – владение компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления);
ОК-7 – владение культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности;
ОК-10 – способность к познавательной деятельности;
ОК-11 – способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций.

27.03.02 Управление качеством:
ПК-13 – способность корректно формулировать задачи (проблемы) своей деятельности (проекта, исследования), устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач (проблем), анализировать, диагностировать причины появления проблем.

27.03.03 Системный анализ и управление:
ОПК-3 – способность представлять современную научную картину мира на основе знаний основных положений, законов и методов естественных наук и математики;
ПК-1 – способность принимать научно-обоснованные решения на основе математики, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управления, теории знаний, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности.

27.03.04 Управление в технических системах:
ОК-9 – способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
ОПК-1 – способность представлять адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики;
ПК-22 – способность владеть методами профилактики производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращения экологических нарушений.

27.03.05 Инноватика:
ОК-1 – способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;
ОПК-7 – способность применять знания математики, физики и естествознания, химии и материаловедения, теории управления и информационные технологии в инновационной деятельности.

28.03.01 Нанотехнологии и микросистемная техника:
ОК-9 – готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
ОПК-8 – способность использовать нормативные документы в своей деятельности.

Веженкова Ирина Владимировна

Кандидат биологических наук, доцент
Должность: заместитель заведующего кафедрой ИЗОС СПбГЭТУ "ЛЭТИ"

Контрош Лидия Владимировна


Должность: ассистент кафедры ИЗОС СПбГЭТУ "ЛЭТИ"

Ковалевская Алла Станиславовна

Кандидат технических наук, доцент
Должность: доцент кафедры ИЗОС СПбГЭТУ "ЛЭТИ"

Похожие курсы