Целью данной дисциплины является получение фундаментальных знаний о современных экологических проблемах природного и антропогенного характера, а также формирование у слушателей способности учитывать и оценивать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения охраны окружающей среды.
В курсе подробно изложены основы общей экологии, учение В.И. Вернадского о биосфере и его развитие в настоящее время, рассмотрены закономерности функционирования экологических систем, вопросы загрязнения окружающей среды, основные экологические проблемы и пути решения этих проблем.
В курс включены обучающие видео об экологической деятельности различных организаций г. Санкт-Петербурга:
- Экологическое просвещение жителей г. Санкт-Петербург (Детский экологический центр г. Санкт-Петербург);
- Мониторинге окружающей среды (ГУП СФ «Минерал»);
- Исследование окружающей среды с помощью метода биоиндикации (Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН);
- Государственное управление в области охраны окружающей среды (Комитет по природопользованию, охрана окружающей среды и экологическая безопасность Санкт-Петербурга);
- Загрязнение атмосферного воздуха (кафедра ИЗОС СПбГЭТУ «ЛЭТИ»);
- Актуальность проблемы образования отходов (ЗАО «Турмалин», руководитель Учебно-методологического центра «Утилизация и обезвреживание отходов» СПбГЭТУ «ЛЭТИ»);
- Перспективы использования «лабораторий на чипе» для обеспечения безопасности пищевых продуктов для человека (кафедра МНЭ СПбГЭТУ «ЛЭТИ»).
Курс «Экология» состоит из 6 разделов, каждый из которых включает в себя видеолекции и материалы для самостоятельной работы.
Освоение каждого раздела предполагает интенсивную самостоятельную работу слушателей.
Оценка качества освоения программы дисциплины «Экология» осуществляется с помощью:
- текущего контроля успеваемости (тестирование);
- выполнения практических заданий после 2 и 4 раздела;
- творческой работы после 5 раздела курса;
- итогового контроля.
Итоговый контроль представляет собой самостоятельную работу, которая состоит из двух заданий:
- подобрать по предложенному определению соответствующий термин;
- дать развёрнутый ответ на один из представленных вопросов
Ответы в виде текстового файла отправляются слушателем на проверку преподавателю.
Результаты тестирований и выполненных заданий оцениваются по рейтинговой системе:
- 30% от итоговой оценки слушатель получает по итогам проверки индивидуальных заданий;
- 45% от итоговой оценки слушатель получает по итогам итогового теста по разделу;
- 25% от итоговой оценки слушатель получает по результатам итогового контроля.
Для успешного завершения обучения по курсу необходимо получить не менее 70% рейтинговой оценки.
Основная литература:
- Стадницкий Г.В. Экология: Учебник для вузов, 9-е изд., перераб. и доп. – СПб: Химиздат, 2007.
- Сидоренко В.М. и др. Экология: Учеб. пос. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004.
- Пожаров А.В. Методы и приборы для контроля биоцидных загрязнений окружающей среды. Учеб. пособие. - Л.: ЛЭТИ, 1988, 80с.
- Общая экология: Методические указания к практическим и курсовым работам / Сост. А.А. Бойцов. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2003.
- Управление охраной окружающей среды: Методические указания к практическим занятиям / Сост. С.Н. Кузнецова. – СПб.: Изд-во СПб ГЭТУ “ЛЭТИ”, 2005.
Дополнительная литература:
- Система стандартов охраны природы (ССОП) – ГОСТ 17.
- Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник.- М.: Просвещение, 1992, 264 с.
- Одум Ю. Экология. М.: Мир, 1986, т.1, 328с, т.2, 376 с.
- Вернадский В.И. Биосфера М.: Мысль, 1967.
- Цветкова Л. И., Алексеев М. И., Кармазинов Ф.В. и др. Экология: Учеб. для высших и средних учебных заведений по техническим специальностям и направлениям. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: АСВ; СПб: Химиздат, 2001.
- Родионов А.И., Клушин В.М., Торошечников С.Н. Техника защиты окружающей среды: Учебник для вузов. – М.: Химия, 1989. 512 с.
- Потапов А.Д. Экология: Учебник для вузов, обучающихся по направлению "Строительство", 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2004.
В процессе изучения дисциплины «Экология» слушатели используют знания основ биологии, географии, химии, физики, математики, полученные в средней школе.
Раздел 1. Биосфера
- Определение науки «экология». Предмет и задачи.
- Структура биосферы. Живое вещество и его функции.
- Потоки вещества и энергии в биосфере.
Раздел 2. Экологические системы
- Биоценозы и экологические системы
- Трофические взаимодействия в экосистемах
- Экология популяций
Раздел 3. Организм и среда
- Экологические факторы среды и их классификация
- Закономерности действия экологических факторов на организмы
Раздел 4. Глобальные экологические проблемы
- Виды и источники загрязнения окружающей среды
- Последствия загрязнения воды, воздуха и почв
- Проблемы урбанизации и народонаселения
Раздел 5. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды
- Проблемы использования природных ресурсов
- Основы рационального природопользования
- Обеспечение населения продовольствием
Раздел 6. Социально-экономические аспекты экологии
- Экологическая политика
- Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций:
- содержание таких понятий как "экология", "биосфера", "природа", "охрана окружающей среды"; основы учения о биосфере и биогеоценозах;
- закономерности функционирования и развития экосистем и их компонентов;
- характер экологических процессов в биосфере, их взаимосвязь;
- суть глобальных экологических проблем, основы природоохранного законодательства России, принципы экологического мониторинга и международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;
- ориентироваться в экологических проблемах различного масштаба; уметь применять подходы к прогнозированию и оценке состояния экосистем;
- владеть представлениями о формах деятельности отечественных и международных организаций, занимающихся проблемами охраны природы, об основных международных экологических программах;
- владеть информацией об экологических принципах использования природных ресурсов и охраны природы и об основах экономики природопользования.