наверх
  • Русский

    язык курса

  • 14 недель

    длительность курса

  • от 4 до 6 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Целью данной дисциплины является получение фундаментальных знаний о современных экологических проблемах природного и антропогенного характера, а также формирование у слушателей способности учитывать и оценивать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения охраны окружающей среды.

О курсе

В курсе подробно изложены основы общей экологии, учение В.И. Вернадского о биосфере и его развитие в настоящее время, рассмотрены закономерности функционирования экологических систем, вопросы загрязнения окружающей среды, основные экологические проблемы и пути решения этих проблем.

В курс включены обучающие видео об экологической деятельности различных организаций г. Санкт-Петербурга:

  1. Экологическое просвещение жителей г. Санкт-Петербург (Детский экологический центр г. Санкт-Петербург);
  2. Мониторинге окружающей среды (ГУП СФ «Минерал»);
  3. Исследование окружающей среды с помощью метода биоиндикации (Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН);
  4. Государственное управление в области охраны окружающей среды (Комитет по природопользованию, охрана окружающей среды и экологическая безопасность Санкт-Петербурга);
  5. Загрязнение атмосферного воздуха (кафедра ИЗОС СПбГЭТУ «ЛЭТИ»);
  6. Актуальность проблемы образования отходов (ЗАО «Турмалин», руководитель Учебно-методологического центра «Утилизация и обезвреживание отходов» СПбГЭТУ «ЛЭТИ»);
  7. Перспективы использования «лабораторий на чипе» для обеспечения безопасности пищевых продуктов для человека (кафедра МНЭ СПбГЭТУ «ЛЭТИ»).

Формат

Курс «Экология» состоит из 6 разделов, каждый из которых включает в себя видеолекции и материалы для самостоятельной работы.

Освоение каждого раздела предполагает интенсивную самостоятельную работу слушателей. 

Оценка качества освоения программы дисциплины «Экология» осуществляется с помощью:

  • текущего контроля успеваемости (тестирование);
  • выполнения практических заданий после 2 и 4 раздела;
  • творческой работы после 5 раздела курса;
  • итогового контроля.

Итоговый контроль представляет собой самостоятельную работу, которая состоит из двух заданий:

  1. подобрать по предложенному определению соответствующий термин;
  2. дать развёрнутый ответ на один из представленных вопросов

Ответы в виде текстового файла отправляются слушателем на проверку преподавателю.

Результаты тестирований и выполненных заданий оцениваются по рейтинговой системе:

  • 30% от итоговой оценки слушатель получает по итогам проверки индивидуальных заданий;
  • 30% от итоговой оценки слушатель получает по итогам итогового теста по разделу;
  • 40% от итоговой оценки слушатель получает по результатам итогового контроля.

Для успешного завершения обучения по курсу необходимо получить не менее 55 % рейтинговой оценки.

Основная литература:

  1. Стадницкий Г.В. Экология: Учебник для  вузов, 9-е изд., перераб. и доп. – СПб: Химиздат, 2007.
  2. Сидоренко В.М. и др. Экология: Учеб. пос. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004.
  3. Пожаров  А.В.  Методы и приборы для контроля биоцидных  загрязнений окружающей среды. Учеб. пособие. - Л.: ЛЭТИ, 1988, 80с.
  4. Общая экология: Методические указания к практическим и курсовым работам / Сост. А.А. Бойцов. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2003.
  5. Управление охраной окружающей среды: Методические указания к практическим занятиям / Сост. С.Н. Кузнецова. – СПб.: Изд-во СПб ГЭТУ “ЛЭТИ”, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Система стандартов охраны природы (ССОП) – ГОСТ 17.
  2. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник.- М.: Просвещение, 1992, 264 с.
  3. Одум Ю.  Экология. М.: Мир, 1986, т.1, 328с, т.2, 376 с.
  4. Вернадский В.И. Биосфера М.: Мысль, 1967.
  5. Цветкова Л. И., Алексеев М. И., Кармазинов Ф.В. и др.  Экология: Учеб. для высших и средних учебных заведений по техническим специальностям и направлениям. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: АСВ; СПб: Химиздат, 2001.
  6. Родионов А.И., Клушин В.М., Торошечников С.Н. Техника защиты окружающей среды: Учебник для вузов. – М.: Химия, 1989. 512 с.
  7. Потапов А.Д. Экология: Учебник для вузов, обучающихся по направлению "Строительство", 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2004.

Требования

В процессе изучения дисциплины «Экология» слушатели используют знания основ биологии, географии, химии, физики, математики, полученные в средней школе.

Программа курса

Раздел 1. Биосфера

  • Определение науки «экология». Предмет и задачи.
  • Структура биосферы. Живое вещество и его функции.
  • Потоки вещества и энергии в биосфере.

Раздел 2. Экологические системы

  • Биоценозы и экологические системы
  • Трофические взаимодействия в экосистемах 
  • Экология популяций

Раздел 3. Организм и среда

  • Экологические факторы среды и их классификация 
  • Закономерности действия экологических факторов на организмы 

Раздел 4. Глобальные экологические проблемы 

  • Виды и  источники загрязнения окружающей среды 
  • Последствия загрязнения воды, воздуха и почв
  • Проблемы урбанизации и народонаселения

Раздел 5. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды 

  • Проблемы использования природных ресурсов
  • Основы рационального природопользования 
  • Обеспечение населения продовольствием

Раздел 6. Социально-экономические аспекты экологии

  • Экологическая политика
  • Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций:

  • содержание таких понятий как "экология", "биосфера", "природа", "охрана окружающей среды"; основы учения о биосфере и биогеоценозах;
  • закономерности функционирования и развития экосистем и их компонентов;
  • характер экологических процессов в биосфере, их взаимосвязь;
  • суть глобальных экологических проблем, основы природоохранного законодательства России, принципы экологического мониторинга и международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;
  • ориентироваться в экологических проблемах различного масштаба; уметь применять подходы к прогнозированию и оценке состояния экосистем;
  • владеть представлениями о формах деятельности отечественных и международных организаций, занимающихся проблемами охраны природы, об основных международных экологических программах;
  • владеть информацией об экологических принципах использования природных ресурсов и охраны природы и об основах экономики природопользования.

Направления подготовки

01.00.00 Математика и механика
01.03.02 Прикладная математика и информатика
02.00.00 Компьютерные и информационные науки
03.00.00 Физика и астрономия
04.00.00 Химия
05.00.00 Науки о земле
05.03.06 Экология и природопользование
05.04.06 Экология и природопользование
07.00.00 Архитектура
08.00.00 Техника и технологии строительства
09.00.00 Информатика и вычислительная техника
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
09.03.02 Информационные системы и технологии
09.03.04 Программная инженерия
10.05.01 Компьютерная безопасность
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи
11.03.01 Радиотехника
11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
11.03.03 Конструирование и технология электронных средств
11.03.04 Электроника и наноэлектроника
11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы
12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
12.03.01 Приборостроение
12.03.04 Биотехнические системы и технологии
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика
13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
14.00.00 Ядерная энергетика и технологии
15.00.00 Машиностроение
16.00.00 Физико-технические науки и технологии
18.00.00 Химические технологии
20.03.01 Техносферная безопасность
22.00.00 Технологии материалов
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
27.03.02 Управление качеством
27.03.03 Системный анализ и управление
27.03.04 Управление в технических системах
27.03.05 Инноватика
28.00.00 Нанотехнологии и наноматериалы
28.03.01 Нанотехнологии и микросистемная техника
29.00.00 Технологии легкой промышленности
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
38.00.00 Экономика и управление
39.00.00 Социология и социальная работа
40.00.00 Юриспруденция
43.00.00 Сервис и туризм

Отзывы о курсе

Веженкова Ирина Владимировна

Кандидат биологических наук, доцент
Должность: заместитель заведующего кафедрой ИЗОС СПбГЭТУ "ЛЭТИ"

Ковалевская Алла Станиславовна

Кандидат технических наук, доцент
Должность: доцент кафедры ИЗОС СПбГЭТУ "ЛЭТИ"

Контрош Лидия Владимировна


Должность: ассистент кафедры ИЗОС СПбГЭТУ "ЛЭТИ"

Похожие курсы