наверх

Электричество и магнетизм

  • Русский

    язык курса

  • 14 недель

    длительность курса

  • от 4 до 6 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Курс посвящен систематическому изложению классической электродинамики с добавлением элементов релятивистского описания в тех случаях, когда это оказывается необходимым для формирования у слушателей адекватной картины совокупности явлений природы, изучаемой в основной части курса и ее современного теоретического описания. Курс создан на основе многолетнего опыта автора чтения курсов электродинамики на физическом факультете СПбГУ, у бакалавров технических университетов ЛЭТИ и ИТМО.

О курсе

Отличительными особенностями курса являются:

  • Соответствие уровня изложения теоретического материала требованиям Государственных образовательных стандартов, выражающих потребности к квалификации выпускников технических университетов;
  • Умеренно математизированный стиль изложения материала, обеспечивающий обучаемым возможность овладения базой для эффективного самостоятельного выполнения электротехнических, радиотехнических и электродинамических расчетов проектируемых устройств;
  • Развитая система обучающего и контрольного тестирования;
  • Сопровождение курса интерактивными online-моделями изучаемых явлений и систем, размещенными на внешних (относительно платформы курса) носителях;
  • Предоставление обучаемым возможности автоматизированной разработки сложных компьютерных моделей изучаемых систем и выполнения самостоятельных мини-исследований с элементами научного поиска.

Формат

Онлайн-курс «Электричество и магнетизм» ориентирован на студентов-хорошистов технических университетов и состоит из 3 разделов: «Электростатика», «Магнитостатика» и «Электродинамика».

Основная литература:
А. С. Чирцов Электромагнитные взаимодействия: Классическая электродинамика // Учебное пособие. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2005.

Дополнительная литература:
1. Д. В. Сивухин. Общий курс физики. В 5-ти томах. Том 3. Электричество.
2. Р. Фейман. Фейнмановские лекции по физике.Том 5: Электричество и магнетизм.
3. Э. Парселл. Берклеевский курс физики. В пяти томах. Том 2. Электричество и магнетизм. 

Требования

Курс рассчитан на широкую аудиторию студентов с разной степенью начальной подготовки как в физике, так и в математике, но имеющих твердые знания и компетенции по математике, как минимум в рамках программ средних учебных заведений.

Программа курса

Раздел 1. ЭЛЕКТРОСТАТИКА

Введение в раздел
1.1. Электрические заряды в вакууме
1.2.  Интегральная и дифференциальная формы записей уравнений электростатики вакуума
1.3. Электростатическое поле при наличии проводников
1.4. Электростатическое поле при наличии диэлектриков
1.5. Энергия электростатического поля

Раздел 2. МАГНИТОСТАТИКА

Введение в раздел
2.1. Постоянный электрический ток
2.2. Электрический ток в различных средах
2.3.  Магнитные взаимодействия
2.4. Интегральная и дифференциальная формы записи уравнений магнитостатики вакуума
2.5. Магнитное поле в веществе

Раздел 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Введение в раздел
3.1. Движения заряженных частиц в электрических и магнитных полях
3.2. Закон электромагнитной индукции Фарадея
3.3. Цепи переменного тока
3.4. Система уравнений Максвелла
3.5. Электромагнитные волны
Заключение. Электродинамика Максвелла – стартовая площадка для изучения современной физики

Результаты обучения

В результате изучения данного курса слушатели:

  • узнают основные законы классической электродинамики и их связь с составляющей основу классической физики ньютоновской механикой, их теоретическое и экспериментальное обоснование, способы записи на различных языках математики, познакомятся с различными вариантами их проявления в явлениях природы и технических устройствах;
  • приобретут навыки использования изученных законов электродинамики при решения широкого класса расчетных задач, потенциально соответствующих их будущей профессиональной деятельности;
  • узнают о противоречиях между электродинамикой и ньютновской физикой, приводящих к необходимости частичного пересмотра оснований последней и перехода к релятивистскому описанию;
  • приобретут навыки компьютерного моделирования и проведения мини-исследований с использованием элементов научного поиска (в случае выполнения дополнительных заданий для самостоятельной работы, носящей творческий характер);
  • получат представление о мировоззренческих и методических аспектах основных концепций физики и их развитии.

Формируемые компетенции

  • способность работать самостоятельно;
  • способность к познавательной деятельности;
  • способность к самоорганизации и самообразованию;
  • владением культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  • способность представлять адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики;
  • способность использовать основные приемы обработки и представления экспериментальных данных;
  • способность строить простейшие физические и математические модели приборов, схем, устройств и установок;
  • способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования готовностью участвовать в постановке и проведении экспериментальных исследований;
  • способность обосновывать правильность выбранной модели, сопоставляя результаты экспериментальных данных и полученных решений;
  • способность анализировать физические явления и процессы при решении профессиональных задач;
  • способность к проведению измерений и наблюдений, составлению описания исследований, подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций, составлению отчета по заданию, к участию во внедрении результатов исследований и разработок;
  • способность принимать научно-обоснованные решения на основе физики, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности;
  • способность применять соответствующий физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач.

Направления подготовки

Отзывы о курсе

Чирцов Александр Сергеевич

Доктор технических наук, кандидат физико-математических наук, профессор
Должность: Заведующий кафедрой физики СПбГЭТУ "ЛЭТИ"

Похожие курсы