наверх

Управление в технических системах (Автоматика и мехатроника)

  • Русский

    язык курса

  • от 8 до 12 недель

    длительность курса

  • от 3 до 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Адаптационный курс для абитуриентов, поступающих в магистратуру на направление 27.04.04 «Управление в технических системах (Автоматика и мехатроника)», который состоит из пяти модулей:

  1. Теория автоматического управления
  2. Микропроцессорная техника в мехатронике и робототехнике
  3. Основы компьютерного зрения
  4. Основы электромеханики и электрические машины
  5. Системы управления электроприводов

О курсе

Модуль «Теория автоматического управления» посвящен основам теории автоматического управления. Рассматриваются математические модели динамических систем в форме переменных состояния, каноническая форма управляемости, модальное управление, пример построения модального регулятора, восстановление состояния динамических объектов, пример построения наблюдателя состояния.

В модуле «Микропроцессорная техника в мехатронике и робототехнике» изучаются архитектура современных микроконтроллеров, работа с датчиками и внешними устройствами, используемыми в робототехнике, микроконтроллерное управление электрическими приводами основных типов, основы построения систем автоматического управления исполнительными механизмами.

В модуле «Основы компьютерного зрения» рассматриваются основ технического зрения с использованием библиотеки OpenCV. Рассматриваются основные вопросы работы с изображениями и видеопотоком, морфологические и пороговые преобразования, способы сглаживания изображений.

Модуль «Основы электромеханики и электрические машины» освещает основные физические законы, описывающие преобразование энергии в электрических машинах. Рассматривается классификация электрических машин и раскрываются особенности работы машин каждого типа.

Модуль «Системы управления электроприводов» имеет целью изучение принципов построения электроприводов, замкнутых по скорости или по положению, с силовой частью постоянного и переменного тока, формирование навыков выполнения статических и динамических расчетов таких электроприводов.

В ходе курса предусмотрено выполнение тестовых заданий.

Формат

Курс включает:

  • тематические видеолекции;
  • многовариантные тестовые задания на оценку.

Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса.

Курс рассчитан на 10 недель изучения. Средняя недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 4 часа. Общая трудоемкость курса – 2 зачетных единицы.

  1. Попов Е. П. Теория линейных систем автоматического регулирования и управления. М.: Наука, 1980.
  2. Востриков А. С., Французова Г. А. Теория автоматического регулирования. 2003.
  3. Методы классической и современной теории автоматического управления: Учеб. в 3-х т. Т.1 / Под. ред. Н. Д. Егупова. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000.
  4. Бесекерский В. А., Попов Е. П. Теория систем автоматического управления. М.: Профессия, 2003.
  5. Микропроцессорные системы: Учеб. пособие для вузов по направлению подготовки бакалавров и магистров «Информатика и вычислительная техника» / Е.К.Александров, Р.И.Грушвицкий, М.С.Куприянов и др.; Под общ. ред. Д.В.Пузанкова, 2002. 
  6. Голик С. Е. Микроконтроллеры: архитектура и программирование. Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2006.
  7. Микропроцессорная техника в мехатронике и робототехнике: учеб. пособие. / сост.: Путов В. В., Путов А. В., Игнатьев К. В. и др. СПб, 2017.
  8. Цифровая обработка сигналов: Учебник для вузов / А. Б. Сергиенко. - СПб. : Питер, 2003.
  9. Ян Эрик Солем Программирование компьютерного зрения на языке Python. ДМК Пресс, 2016г.
  10. Иванов-Смоленский А. В. Электрические машины. – Изд. дом МЭИ, 2006.
  11. Лавров А. Г. Электрические машины. Дополнительный раздел. Учебное пособие СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2022.
  12. Терехов В. М. Системы управления электроприводов: учебник для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. В.М. Терехова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  13. Соколовский Г.Г. Электроприводы переменного тока с частотным регулированием. - М.: Академия, 2006.

Программа курса

Модуль 1. Теория автоматического управления  

  • Математические модели динамических систем в форме переменных состояния
  • Каноническая форма управляемости
  • Модальное управление
  • Пример синтеза модального регулятора
  • Восстановление состояния динамических систем
  • Пример построения наблюдателя состояния

Модуль 2. Микропроцессорная техника в мехатронике и робототехнике

  • Введение в теорию микроконтроллеров
  • Цифровые порты ввода/вывода микроконтроллеров AVR
  • Система прерываний микроконтроллера
  • Таймеры/счётчики микроконтроллера
  • Встроенный аналого-цифровой преобразователь микроконтроллера
  • Работа с сервоприводами
  • Работа с ультразвуковым дальномером
  • Протоколы обмена информацией

Модуль 3. Основы компьютерного зрения             

  • Введение в техническое зрение и OpenCV
  • Операции над изображениями и видеопотоком
  • Основы применения фильтров к изображениям
  • Применение пороговых преобразований
  • Сглаживание изображений
  • Морфологические преобразования

Модуль 4. Основы электромеханики и электрические машины

  • Основные законы электротехники
  • Вопросы магнитной проводимости
  • Классификация электрических машин
  • Трансформаторы
  • Машины постоянного тока
  • Вращающееся магнитное поле
  • Асинхронные машины
  • Синхронные машины

Модуль 5. Системы управления электроприводами

  • Электропривод. Термины и определения
  • Релейно-контакторные схемы управления
  • Замкнутые и разомкнутые системы управления
  • Моделирование СУЭП в математическом пакете Matlab
  • Регуляторы. Синтез и настройка регуляторов. Модальный оптимум
  • Дискретные регуляторы. Синтез регуляторов цифровой системы управления
  • Преобразователи частоты. Широтно-импульсная модуляция
  • Скалярное управление
  • Векторное управление
  • Сферы применения электропривода

Формируемые компетенции

ОПК­3 – Способен использовать фундаментальные знания для решения базовых задач управления в технических системах с целью совершенствования в профессиональной деятельности.

ОПК­4 – Способен осуществлять оценку эффективности систем управления, разработанных на основе математических методов.

ПК­1 – Способен принимать участие в проектировании объектов профессиональной деятельности и проводить обоснование проектных решений в соответствии с техническим заданием и нормативно­технической документацией, соблюдая различные технические, энергоэффективные и экологические требования

ПК­2 – Способен разрабатывать программное обеспечение, необходимое для обработки информации и управления в мехатронных и робототехнических системах, а также для их проектирования.

ПК4 – Способен проводить эксперименты на действующих макетах, образцах мехатронных и робототехнических систем по заданным методикам и обрабатывать результаты с применением современных информационных технологий и технических средств.

ПК­5 – Способен проводить вычислительные эксперименты с использованием стандартных программных пакетов с целью исследования математических моделей мехатронных и робототехнических систем.

СПК­1 – Способен осуществлять настройку мехатронных и робототехнических систем различного назначения.

Направления подготовки

Знания

Знает основы управления динамическими системами; принципы построения, функциональные возможности и архитектурные решения современных микроконтроллеров; алгоритмы обработки изображений; основные физические законы, описывающие преобразование энергии в электрических машинах; принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых систем управления электроприводами.

Умения

Умеет разрабатывать устройства связи микроконтроллеров с объектами управления; применять методы улучшения изображений с помощью цифровой обработки; разрабатывать специальное программное обеспечение для обработки изображений; объяснять свойства и характеристики электрических машин; применять способы реализации систем управления электроприводами и выполнять их моделирование.

Навыки

Владеет навыками применения методик построения модального регулятора и наблюдателя состояния к расчету и компьютерному моделированию; навыками применения микроконтроллеров в приводах мехатронных и робототехнических систем; навыками работы с основными типами современных датчиков и внешних устройств, используемых в робототехнике и мехатронике; навыками микропроцессорной обработки данных в информационных системах, навыками решения задач обработки изображения в системах технического зрения; навыками решения инженерных задач, связанных с проектированием электрических машин; навыками построения схем систем управления электроприводами.

Второв Виктор Борисович

Канд. техн. наук, старший научный сотрудник, доцент
Должность: Доцент кафедры систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Копычев Михаил Михайлович


Должность: Ассистент кафедры систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

портрет преподавателя

Баранов Георгий Дмитриевич


Должность: Ассистент кафедры робототехники и автоматизации производственных систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

портрет преподавателя

Байдюк Максим Александрович


Должность: Ассистент кафедры робототехники и автоматизации производственных систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Моклева Карина Андреевна


Должность: Ассистент кафедры систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Похожие курсы