наверх
  • Русский

    язык курса

  • 13 недель

    длительность курса

  • от 5 до 7 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 4 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

 

Онлайн-курс подразумевает знакомство слушателей с основными представлениями когнитивной науки и нейронауки, формирование представлений о мозговых основах психических функций человека.

Слушатели в удаленном формате получат навык анализа психофизиологических феноменов, навык объяснения поведения человека в различных ситуациях с точки зрения нейронауки.

К чтению лекций привлекаются ведущие сотрудники Института Когнитивных Нейронаук НИУ ВШЭ

О курсе

«Как мы мыслим? Как  мы воспринимаем окружающий мир? Как мы запоминаем информацию? Что происходит с нашим мозгом во время сна?» - этими и многими другими вопросами каждый зачастую задается. В рамках этого курса слушатели узнают, как активность мозга человека в повседневной жизни связана с теми или иными компонентами поведения и как когнитивная наука и нейронаука могут ответить на эти важные вопросы. Онлайн-курс читается ведущими сотрудниками Института Когнитивных Нейронаук и Департамента Психологии НИУ ВШЭ и призван освещать современные представления когнитивной нейронауки о связи активности мозга человека и познавательных процессов.

Дистанционный курс Мозг и психика ориентирован на широкий круг слушателей, заинтересованных в получении знаний о мозге человека, нейрональных коррелятах психических функций. Слушатели получат знания о строении нервной системы, функции ее элементов,  мозговых основах  психических функций человека

Формат

Курс состоит из 13 недель. Каждая неделя содержит видеолекции, тестовые задания и материалы для самостоятельного изучения. В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса. 

  1. Chalmers, D. J. (2013). How can we construct a science of consciousness? Annals of the New York Academy of Sciences, 1303(1), 25–35.
  2.  Giacomo Rizzolatti, Luciano Fadiga, Vittorio Gallese, & Leonardo Fogassi. (1996). Premotor cortex and the recognition of motor actions.
  3.  Petersen, S. E., & Posner, M. I. (2012). The Attention System of the Human Brain: 20 Years After. 
  4. Tononi, G., & Koch, C. (2008). The Neural Correlates of Consciousness. Annals of the New York Academy of Sciences, 1124, 239–261. 
  5. Психофизиология : учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. — 3-е изд., доп. и перераб. — Санкт-Петербург : Питер, 2012. — 464 с.

Требования

Специальных пререквизитов нет

Программа курса

  1. Введение в когнитивную науку и нейронауку.
  2. Методы нейронаук. Строение мозга.
  3. Мозг и психика. Современное состояние психофизической и психофизиологической проблемы. Психофизиология сознания.
  4. Мозговая организация восприятия.
  5. Мозговая организация внимания.
  6. Мозговая организация памяти.
  7. Мозговая организация эмоций.
  8. Мышление, принятие решений и мозг.
  9. Индивидуальные различия и мозг.
  10. Психофизиология сна.
  11. Социальный мозг.
  12. Моторная система.
  13. Психофизиология речи.

Результаты обучения

  • Анализирует представления о локализации психических функций в 18-20 вв.;
  • Анализирует представления о структурной и функциональной асимметрии мозга;
  • Анализирует теории внимания;
  • Знает базовые представления о межполушарной асимметрии и межполушарном взаимодействии для высших психических функций;
  • Знает виды и функции мышления;
  • Знает виды и функции памяти;
  • Знает виды и функции сна, виды и функции сновидений;
  • Знает виды и функции эмоций;
  • Знает исторические представления о теориях сна;
  • Знает мозговые механизмы мышления;
  • Знает мозговые основы системы "социального мозга";
  • Знает области применения прямых и непрямых, инвазивных и неинвазивных методов изучения мозга;
  • Знает основные механизмы ощущения и восприятия;
  • Знает основные мозговые системы, отвечающие за эмоции;
  • Знает основные представления об эмпатии, ментализации, "модели психического" и их мозговых механизмах;
  • Знает основные философские подходы к решению психофизической и психофизиологической проблем;
  • Знает представления о психофизической и психофизиологической проблеме;
  • Знает представления об организации движений и их мозговые основы;
  • Знает принципы работы зрительной системы человека;
  • Знает строение мозга человека (основные структуры и функции);
  • Знает строение мозговых систем внимания;
  • Знает строение сенсорных систем;
  • Знает структуры мозга, обеспечивающие работу памяти;
  • Сравнивает символьный, модульный, нейросетевой подходы в когнитивной науке.

Формируемые компетенции

  • ОК-5 Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
  • ОК-6 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
  • ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию.

Направления подготовки

Социальные науки/естественные науки

Отзывы о курсе

Зинченко Оксана Олеговна

Кандидат философских наук
Должность: Приглашенный преподаватель Департамента психологии, Факультет социальных наук; младший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований, Институт когнитивных нейронаук

сертификат об окончании курса

Сертификат

Стоимость доступа ко всем материалам курса, возможности пройти экзамен с прокторингом и получить сертификат составляет 3600 рублей.

Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.