наверх

История Китая. Часть 1. История Китайской Республики 1912-1949

24 мая 2024 - 1 января 2030 г.
Курс уже начался
1862 дня
До конца записи
  • Русский

    язык курса

  • 14 недель

    длительность курса

  • около 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Курс посвящен истории Китая периода 1912-1949 гг. От ситуации политико-административного распада, гражданских войн, глубокого социально-политического и культурного кризиса, иностранной агрессии — до восстановления сильной центральной власти, создавшей «Новый Китай» — таков был путь страны в эти четыре десятилетия революций и потрясений. Сквозь перипетии политической борьбы, посреди череды различных по социальной природе и идеологической окраске режимов красной нитью проходит стремление восстановить единство страны, сделать Китай сильным и мощным, стоящим в ряду наиболее передовых держав современного мира. 

О курсе

Цели курса:

  • Понимать специфику периода первой половины ХХ века и особенно периода Китайской Республики (1912-1949) в новейшей истории Китая, важность этого периода для последующих тенденций развития страны, для современного этапа развития Китая, а также важность для российско-китайских отношений.
  • Представлять основные хронологические деления этого периода на соответствующие разделы и критерии для их выделения.
  • Иметь понимание крупных узловых тем, пронизывающих весь период первой половины ХХ века: революция, реформы, радикальные и умеренные пути; цели и методы в китайской революции; национализм и империализм; модернизация и традиция; внутренняя динамика и внешние факторы; линейный и циклический взгляд на историю; диалектика национального, транснационального и локального.
  • Иметь общее представление об основных мировых центрах изучения истории Китайской Республики, крупных работах, тенденциях в историографии, Интернет-ресурсах, справочных изданиях и мультимедийных средствах.
  • Представлять особенности административно-территориального устройства Китая эпохи Китайской Республики.
  • Владеть информацией о наиболее значимых деятелях истории Китая этого периода.
  • Знать названия наиболее значимых событий, организаций, терминов политической и социальной истории на китайском языке, быть в состоянии объяснить контекст этих терминов.

Формат

Курс состоит из 14 недель. Каждая неделя содержит видеолекции и тестовые задания. В открытом доступе размещены видеолекции первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса.

  • История Китая. Под ред. А.В. Меликсетова. М., издания 1998, 2002, 2004.
  • Новейшая история Китая. 1917-1927. М., 1983.
  • Новейшая история Китая. 1928-1949. М., 1984.
  • Социальная структура Китая. XIX — первая половины XX в. М., 1990.
  • Владимиров П.П. Особый район Китая. М., 1973.
  • Чэнь Бода. Чан Кай-ши — враг китайского народа. М., 1950.
  • Меликсетов А.В. Социально-экономическая политика Гоминьдана. 1927-1949 гг. М., 1977.
  • Крымов А.Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае (1900-1917). М., 1972.
  • Общественно-политическая мысль в Китае (конец ХIX — начало XX в.). М., 1988.
  • Юрьев М.Ф. Вооруженные силы КПК в освободительной борьбе китайского народа. 20-40-е годы. М., 1983.
  • Панцов А.В. Тайная история советско-китайских отношений. М., 2001.
  • Панцов А.В. Мао Цзэдун. М., 2007.
  • Тихвинский С.Л. Восприятие в Китае образа России. М., 2008.
  • Лукин А.В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в ХVII-XXI веках. М., 2007.
  • Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в ХХ веке. М., 2000.
  • Шорт, Филип. Мао Цзэдун. Пер. с англ. М., 2001.
  • Фенби, Джонатан. Генералиссимус Чан Кайши и Китай, который он потерял. Пер. с англ. М., 2006.
  • Чжан Юн, Холлидей Джон. Неизвестный Мао. Пер. с англ. М., 2007.
  • Чжан Юн. Старшая сестра, младшая сестра, красная сестра. Пер. с англ. М., 2022.

Требования

Для освоения онлайн-курса необходимы
- интерес к теме онлайн-курса;
- наличие базовых знаний по истории Китая;
- наличие персонального компьютера с доступом к сети Интернет.

Программа курса

  1. Сунь Ятсен, революция и рождение Республики.
  2. Юань Шикай и его эпоха.
  3. Милитаристы и эпоха милитаризма.
  4. Движение 4 мая 1919 г. Движение за новую культуру.
  5. Основание КПК. Роль Коминтерна.
  6. Начало эпохи единого фронта.
  7. Северный поход и разрыв единого фронта.
  8. Китай под властью националистов 1927-1937 гг.
  9. КПК и советское движение в Китае. Цзинганшань.
  10. Мукденский инцидент и Маньчжоу-го.
  11. Великий поход Красной армии.
  12. Антияпонская война. Часть 1.
  13. Антияпонская война. Часть 2.
  14. Гражданская война и победа КПК.

Результаты обучения

В результате обучения учащийся:

  • Объясняет причины Синьхайской революции. Описывает причины провала парламентской демократии после учреждения республики.
  • Описывает особенности феномена китайского милитаризма 1910-х - 1930-х гг.
  • Объясняет причины распространения радикальных идей в Китае после Первой мировой войны и победы большевизма в России.
  • Называет движущие причины интереса Советской России к поддержке революции в Китае и характер сотрудничества Кремля с Сунь Ятсеном и его партией.
  • Объясняет причины разрыва первого единого фронта в Китае и начала противоборства Гоминьдана и КПК, причин возвышения фигуры Чан Кайши.
  • Демонстрирует владение основными подходами к анализу особенностей развития гоминьдановского режима в Китае.
  • Называет причины японской агрессии в Китае и основные события войны сопротивления Японии.
  • Объясняет феномен китайского коллаборационизма в период Китайской Республики и особенно в период Войны сопротивления.
  • Описывает основные этапы внутрипартийной борьбы за власть в КПК в период господства Гоминьдана.
  • Разбирается в вопросах, связанных с ролью внешних сил в истории Китая этого периода.

Формируемые компетенции

  • Способен анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях (ОПК-3).
  • Способен применять на базовом уровне знание теории и методологии исторической науки в профессиональной деятельности (ОПК-4).
  • Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5).
  • Способностью владеть базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций (ПК-19).

Направления подготовки

Отзывы о курсе

Карнеев Андрей Ниязович

Кандидат исторических наук, Профессор
Должность: Руководитель Школы востоковедения, профессор. Факультет мировой экономики и мировой политики

сертификат об окончании курса

Сертификат

Стоимость доступа ко всем материалам курса и возможность пройти экзамен с прокторингом для получения сертификата по курсу составляет 3600 рублей.

Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.

Похожие курсы