up

Анализ фильма

  • Russian

    course language

  • 10 weeks

    course duration

  • от 2 до 5 часов в неделю

    needed to educate

  • 2 credit points

    for credit at your university

 

Основная задача онлайн-курса - введение в сферу анализа фильмов и знакомство с основными аспектами этого явления современной культуры.

About

На курсе вы узнаете об основных понятиях в области киноанализа, ключевых периодах истории кино, а также овладеете фундаментальными навыками анализа фильма в русле различных подходов. 

В рамках самостоятельной работы слушателям будет предложен ряд ключевых фильмов из рекомендованного списка для ознакомления и составления представления о некоторых национальных традициях кинематограф, а также базовых киножанрах.

В процессе обучения слушатели смогут углубиться в исследования по истории, теории и анализу фильма, что улучшает навык аналитического подхода к просмотру фильмов в целом.

В лекциях проанализированы основные периоды становления киноязыка и кинематографических приемов, а также ключевые виды кинематографа, от игрового и документального до экспериментального и авангардистского кино. 

В программе курса мы поговорим об основных жанрах кинематографа, среди которых особое внимание уделено вестерну, боевику, детективу, мюзиклу и фильмам ужасов. А в конце курса мы уделим время сериалу: эта динамичная форма кинопроизводства сейчас набирает огромную популярность и является серьезным конкурентом традиционному формату кинофильма.

10 недельный онлайн-курс подходит для студентов всех образовательных программ. По окончании курса слушатели проходят итоговое тестирование. Экзамен проводится дистанционно.

Курс подготовил профессор НИУ ВШЭ Виталий Анатольевич Куренной.

Format

Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 10 вопросов.

Основная литература

 

1. Базен Андре. Эволюция киноязыка // Что такое кино. М.: Искусство, 1972. С. 80-97

2. Бела Балаш. Кино: Становление и сущность нового искусства. Главы 4-5.

3. Вертов Дзига. Киноки. Переворот

4. История американского кино от Мартина Скорсезе (документальный фильм, 1995)

5. Корте Г. М. Введение в системный киноанализ. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.

6. Кракауэр З. От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино. М.: Искусство, 1977.

7. Куренной В. Философия фильма. Упражнение в анализе. М.: НЛО, 2009

8. Куренной Виталий. Философия фильма: пояснения и пролегомены // Куренной В. Философия фильма: Упражнения в анализе. М.: НЛО, 2009. С. 5-34.

9. Ландау Н. Дорожная карта шоураннера, 2016.

10.       Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллинн: Александра, 1994.

11.       Райт Уилл. Индивиды и ценности: классический сюжет вестерна // Логос. 2010, № 6 (79). С. 119-150

12.       Теория большого сериального взрыва. Логос № 3 (93), 2013. [http://logosjournal.ru/2013/num32013-teoriya-bolshogo-serialnogo-vzryva.html]

 

 

Рамочный список фильмов:

«Список фильмов, рекомендуемых Гарвардским университетом для соискателей докторской степени в киноведении» [http://www.cinemotionlab.com/novosti/01735-spisok_filmov_rekomenduemyh_garvardskim_universitetom_dlya_soiskateley_kandidatskoy_stepeni_v_kinovedenii/]

 

Дополнительная литература

 

1. Dorothy A., Other worlds: society seen through soap opera, 1999.

2. Mareike J., Netflix and the Re-invention of Television, 2018.

3. Wright Will. Sixguns and Society: A Structural Study of the Western. University of California Press, 1975

4. Wright Will. The Wild West: The Mythical Cowboy and Social Theory. Sage Publications, 2001

5. Базен Андре. Вестерн, или избранный жанр американского кино; Эволюция вестерна  // Что такое кино. М.: Искусство, 1972. С. 230-249.

6. Базен Андре. Уильям Уайлер, янсенист мизансцены // Что такое кино. М.: Искусство, 1972. С. 97.

7. Добренко Е., Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив, 2008.

8.         Киноки и киноглаз. Блог "Классика кино" [Автор не указан]

[http://klassikakino.blogspot.co.uk/2011/11/blog-post_4948.html]

9. Куренной В. Мастер притчи [о Джиме Джармуше] // Независимая газета. 01.02.2008 [http://www.ng.ru/antrakt/2008-02-01/15_jarmuush.html]

10.       Пудовкин Вс. Статья о монтаже (1949) // Вс. Пудовкин. Собрание сочинений в трех томах. Том 1. М.: "Искусство", 1974. стр. 167-180.

11.       Ричард Броди. Гриффит против «Рождения нации» //  Сеанс. 3 февраля 2016 [http://seance.ru/blog/esse/the_birth_of_a_nation/]

12.       Тынянов Ю. Об основах кино // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 326-345.

13.       Эко Умберто. Кинематографический код // Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб.: Symposium, 2006. С. 203-216.

14.       Эльзессер Т.,  Хагенер М., Теория кино. Глаз, эмоции, тело, 2016.

Requirements

Для успешного освоения курса обучающийся должны владеть следующими знаниями и навыками:

• учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

• приобретать новые научные знания, используя современные образовательные и информационные технологии.

Course program

1. Изобретение кинематографии
2. Краткая история развития кинематографа
3. Инфраструктура индустрии кино
4. Метаморфозы кинематографа: ранний период
5. Кино как предмет анализа
6. Формальный анализ фильма
7. Семантика и феноменология фильма
8. Вестерн
9. Анализ жанров
10. Фильмы ужасов и сериалы

Education results

Курс помогает сформировать следующие компетенции:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-9);

- способность понимать  основные  процессы и тенденции, протекающие в современной культуре,

анализировать культурные явления в широком социальном и историческом контексте (ПК-9);

- навыки поиска, упорядочивания и обработки информации из различных источников в социокультурной сфере, компетенции анализа, структурирования, обоснованного и  наглядного изложения обработанной информации (ПК-14).

Abilities

Предполагается, что в рамках освоения материала курса слушатели самостоятельно познакомятся с рекомендованными и упоминаемыми ключевыми фильмами в истории кино, смогут составить представление об особенностях некоторых национальных традиций кинематографа, а также смогут углубиться в классические и современные исследования по истории, теории и анализу фильма. Это позволит освоить базовый понятийный и методологический набор инструментов, необходимый для артикулированного понимания и аналитического просмотра фильмов. В рамках курса будут рассмотрены некоторые основные жанры кинематографа, специфика их идейных и идеологических оснований (предпочтение отдается собственно кинематографическим жанрам, таким как вестерн, мюзикл, фильмы ужасов и т.д.) Исторически курс ориентирован на более подробное освещение двух основных национальных кинематографических традиций – российскую и американскую. В завершении курса рассмотрена специфика сериала как современной динамично развивающейся формы кинопроизводства.

Куренной Виталий Анатольевич

Кандидат философских наук, Профессор
Position: Руководитель, профессор школы культурологии, Факультет гуманитарных наук

course completion certificate

Certificate

Предусмотрен сертификат.