язык курса
длительность курса
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Онлайн-курс НИУ ВШЭ «Анализ рынков и конкурентоспособности» предоставляет возможность дистанционно пройти обучение на курсе вузовского уровня.
Курс будет полезен как для тех, кто работает или обучается в вузе по профилю, так и для начинающих.
В онлайн-курсе проводится специальный анализ конкурентоспособности, комплексный и по принципу «Benchmarking». Кроме того, конкуренция и конкурентоспособность рассмотрены с точки зрения как внутренних, так и внешних факторов. Рассматриваются различные виды конкуренции: ценовая, неценовая, их сочетание для разных рынков и рыночных стратегий.
Цель курса «Анализ рынков и конкурентоспособности» — познакомить слушателей с основами построения бизнеса в условиях свободной экономики при некотором государственном регулировании. Онлайн-курс содержит специальный анализ конкурентоспособности, комплексный и по принципу «Benchmarking». Сами конкуренция и конкурентоспособность рассмотрены с точки зрения как внутренних, так и внешних факторов. В лекциях даны различные виды конкуренции: ценовая, неценовая, их сочетание для разных рынков и рыночных стратегий.
Кроме того, в онлайн-курсе анализируется проблема влияния налоговой политики государства на конкурентоспособность фирм, территориальный аспект конкурентоспособности фирм в составе территориально-производственных комплексов, а также формы внешнеторгового регулирования. Отдельные темы курса посвящены институциональным аспектам деятельности фирм: формы организации фирм, структура, изменение структуры в связи с изменением характера рынков и рыночных стратегий. Наконец в завершении курса предлагается рассмотреть проблемы влияния институтов, институциональной среды на деятельность фирм: проблемы заключения договоров, транзакционные издержки, оппортунизм, права собственности. Все эти проблемы связываются с характером общественного договора, способом поддержания и стимулирования экономического роста. В самом конце в курсе рассказывается о составлении и анализе Индекса Глобальной конкурентоспособности стран.
Для лучшего понимания лекций данного онлайн-курса можно удаленно изучить дополнительные материалы на платформе, подготовленных НИУ ВШЭ. Например, для получения базовых знаний подойдет курс «Экономика (Ким Игорь Александрович). В курсе «Макроэкономика» (Матвеева Татьяна Юрьевна) дана структурированная теоретическая база по игрокам, моделям и статистическим показателям мировой экономики. Практический блок представлен онлайн-курсом «Количественные методы в экономике» (Вакуленко Елена Сергеевна). В онлайн-версии курса «Микроэкономика» (авторы Покатович Елена Викторовна, Левина Евгения Александровна) вы сможете глубже погрузиться в теорию для «Анализа рынком и конкурентоспособности».
Курс состоит из 12 недель. Каждая неделя содержит видеолекции, тестовые задания и материалы для самостоятельного изучения. В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями, доступ к оцениваемым заданиям и экзамену с прокторингом станет доступен после оплаты курса.
Рекомендуемая основная литература
1. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина, 2016.
2. Экономика предприятия. Под редакцией А. Карлик и М. Шухгальтер. СПб.: Питер, 2009.
3. Ширенбек Х. Экономика предприятия. СПб: Питер, 2005.
4. Криворотов В., Калина А., Ерыпалов С. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем. М.: ЮНИТИ, 2016.
Рекомендуемая дополнительная литература
1. Мельник М., Егорова С., Кулакова Н., Юданова Л. Комплексный экономический анализ. М.: Форум, 2016.
2. Савиных А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Кнорус, 2020.
3. Оценка стоимости бизнеса. Под редакцией М. Эскандирова, М. Федотовой. М.: Кнорус, 2023.
4. Аджемоглу Д., Робинсон Дж. Почему одни страны богатые, а другие бедные. М.: АСТ, 2016.
Для освоения курса слушатель должен знать основы микроэкономики, макроэкономики (вводные уровни), обладать основами знаний по теории отраслевых рынков, обладать навыками применения математического анализа (базовый уровень), эконометрики (базовый уровень), статистики (базовый уровень)
1. Конкуренция. Конкурентоспособность.
2. Внутренние факторы конкурентоспособности. Ценовая конкуренция. Издержки.
3. Внутренние факторы конкурентоспособности. Анализ.
4. Неценовая конкуренция. Качество продукта. Делим ниши?
5. Сбыт. Реклама. Маркетинг. Выручка.
6. Внешние факторы конкурентоспособности. Рынки ресурсов. Труд.
7. Внешние факторы конкурентоспособности. Рынки ресурсов. Инвестиции.
8. Организационные формы. Разделение риска. Оценка итогов.
9. Виды рынков. Стратегии и решения. Кто выживает на рынке?
10. Роль государства. Национальная экономика. Конкуренция на мировом рынке.
11. Институты. Правила игры: мировой и национальный рынок.
12. Примеры. Проекты: российские и зарубежные.
язык курса
длительность курса
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Должность: Доцент
Стоимость доступа к оцениваемым заданиям и возможности пройти экзамен с прокторингом для получения сертификата по курсу составляет 3600 рублей.
Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.