наверх

Отечественная история

 width=
4 сентября - 31 декабря 2017 г.
Курс уже начался
Запись на курс закрыта
Подпишитесь на новости и узнайте дату следующего запуска

Представляемый краткий курс, подготовленный Школой исторических наук НИУ ВШЭ, освещает острые проблемы истории России (от специфики древнерусской цивилизации до распада СССР) и направлен на формирование понимания особенностей развития нашей страны и более глубокого интереса к изучению отечественной истории.. Курс ориентирован на всех интересующихся историей России.

О курсе

Цель освоения курса — формирование понимания актуальных проблем отечественной истории и особенностей развития российского общества. 

В процессе освоения курса учащиеся научатся получать и анализировать информацию из различных видов источников, изучать и понимать мировоззренческие, социально значимые процессы, происходящие в обществе. 

Для освоения курса требуются общие знания по курсу «Отечественная история» по программе российской средней школы. Общеучебные умения и навыки, полученные в средней школе (умения усваивать новые знания, рационально планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль в учении и пр.) вполне достаточны, и дополнительных специальных навыков не требуется. 

Каждая лекция сопровождается тестом, включающим в себя от 12 до  17 заданий по материалам видеолекции, предусмотрены также два задания на взаимное оценивание. На 16-й неделе будет представлен итоговый тест из 20 заданий. 

Курс подготовлен ведущими профессорами Школы исторических наук факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

Формат

Курс состоит из лекций длиной от 60 до 120 мин. каждая. Внутри лекций встроены неоцениваемые вопросы. На каждой неделе с 1 по 15 будет представлен оцениваемый тест, включающий от 12 до 17 заданий, предусмотрены также два задания на взаимную оценку. На 16-й неделе будет представлен итоговый тест из 20 заданий. Промежуточные и итоговые тесты имеют следующие формы: выбор одного ответа их множества; выбор нескольких ответов из множества; соотнесение; установление последовательности и др.

Основная литература: 

Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие / под ред. В.В. Керова. — М.: АСТ-Астрель, 2013, 2014, 2015. 

Дополнительная литература: 

Аксютин Ю.В. Хрущевская оттепель и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М.: РОССПЭН, 2010 
Анисимов Е.В. Императорская Россия. — М., СПб.: Питер, 2011. — С. 421540. 
Бивор Э. Вторая мировая война. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. 
Блок М. Апология истории или ремесло историка. — Любое издание. – Введение, главы 1, 2. 
Будницкий О.В. Российские евреи между красными и белыми (1917-1920). М.: Росспэн, 2005. 
Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. — М.: Политиздат, 1988. 
Давыдов М.А. Двадцать лет до Великой войны: российская модернизация Витте-Столыпина / 2-е изд. — СПб.: Алетейа, 2016. 
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций / 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2000. 
Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.): Курс лекций. — М.: Аспект Пресс, 2001. 
Из истории русской культуры / 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. — Вып. 3: XVII — начало XVIII века. 
Каменский А.Б. Россия в XVIII веке. – М.: АСТ: Астрель, 2006. 
Керов В.В. «Се человек и дело его…»: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. — М.: Экон-информ, 2016. 
Краснов В.Н., Краснов И.В. Ленд-лиз для СССР. 1941—1945. — М.: Наука, 2008. 
Курукин И.В. История России. XVIII век. — М.: Дрофа, 2010. — Главы 1, 2. 
Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII — начало XX века. — М.: Весь мир, 2012. 
Нарский И.В. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 1917-1920 гг. М.: Росспэн, 2001. 
Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации 1927-1941. — М.: РОССПЭН, 2008. 
Пайпс Р. Русская революция: в 2 т. — М.: Захаров, 2005. — (или любое другое издание). 
Пайпс Р. Русская революция: в 3 т. — М.: Захаров, 2005. 
Пихоя Р. Москва. Кремль. Власть. 40 лет после войны. 1945-1985. М.: Астрель, АСТ, 2007. 
Проскурякова Н.А. Россия в XIX веке: Государство. Общество. Экономика. — М.: Дрофа, 2010. — Главы 6, 9. 
Рабинович А. Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде. — М.: Прогресс, 1989. 
Реабилитация: Как это было: Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. Т. 1: Март 1953 - февраль 1956 / Сост. Артизов А. и др. М.: Международный фонд «Демократия», 2000. 
Румянцева М.Ф. Теория истории. — М.: Аспект пресс, 2002. — С. 3-31.
Соколов А.К. От военпрома к ВПК. Советская военная промышленность. 1917 — июнь 1941 гг. — М.: Новый хронограф, 2012. 
Таубман У. Хрущев. М.: Молодая гвардия, 2008. 
Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. — М.: РОССПЭН, 2010. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. 

А также материалы по истории России на сайтах:
 www.ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/ (История России и зарубежных стран в исследованиях и документах) 
www.gumer.info/ (История России в исследованиях и источниках) 
www.hist.msu.ru/ER/ (Источники по истории России)
www.historylinks.ru/catalogue/common/

Требования

Для освоения курса требуются общие знания по курсу «Отечественная история» по программе российской средней школы. Общеучебные умения и навыки, полученные в российской средней школе (умения усваивать новые знания, рационально планировать учебную деятель¬ность, осуществлять самоконтроль в учении и пр.) вполне достаточны, и дополнительных специальных навыков не требуется.

Программа курса

1. Зачем изучать прошлое, или как устроена историческая наука? Каменский А.Б. 
2. От Древней Руси к Московскому царству: эволюция или смена цивилизаций? Данилевский И.Н. 
3. Реформы и репрессии Ивана Грозного. Данилевский И.Н. 
4. Отечественное общество XVII века: Древняя Русь или цивилизация Нового Времени? Керов В.В. 
5. Петр Великий: создание современной. России Каменский А.Б. 
6. Екатерина Великая: Россия в Век Просвещения. Каменский А.Б. 
7. Александр и Николай Павловичи: преемственность преобразований. Каменский А.Б. 
8. Реформы второй половины XIX и начала ХХ в.: самодержавная модернизация или пролог революции? Давыдов М.А. 
9. Модернизация Витте-Столыпина. Давыдов М.А. 
10. Революция или Смута: что произошло в России в 1917 году? Новикова Л.Г. 
11. Гражданская война в России: победители и побежденные. Новикова Л.Г. 
12. Сталинская мобилизационная система в годы предвоенных пятилеток. Хлевнюк О.В.
13. СССР во Второй мировой войне: факторы победы. Будницкий О.В.
14. Н.С. Хрущев. Предпосылки и пределы десталинизации. Хлевнюк О.В. 
15. Конец СССР: что пошло не так? Новикова Л.Г.

Результаты обучения

Курс вносит вклад в формирование следующих компетенций: 
способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); 
способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7).

Направления подготовки

Курс предназначен для широкой аудитории и его освоение не требует дополнительных специальных навыков, кроме общеучебных. Таким образом, данный курс может быть рекомендован учащимся всех направлений.
  • 16 недель

    длительность курса

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Будницкий Олег Витальевич

Доктор исторических наук
Должность: Профессор

портрет преподавателя

Давыдов Михаил Абрамович

Доктор исторических наук
Должность: Профессор

Данилевский Игорь Николаевич

Доктор исторических наук
Должность: Профессор

Каменский Александр Борисович

Доктор исторических наук
Должность: Профессор

портрет преподавателя

Керов Валерий Всеволодович

Доктор исторических наук
Должность: Профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ

Новикова Людмила Геннадьевна

Кандидат исторических наук
Должность: Доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ

Хлевнюк Олег Витальевич

Доктор исторических наук
Должность: Ведущий научный сотрудник

сертификат об окончании курса

Сертификат

Предусмотрен сертификат.