наверх

Публичная политика и права человека

видеоролик о курсе
1 октября - 23 декабря 2018 г.
Курс уже начался
Запись на курс закрыта
Подпишитесь на новости и узнайте дату следующего запуска
  • 10 недель

    длительность курса

  • от 10 до 12 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Сегодня в нашем обществе еще много несправедливости, и наше государство и его отдельные руководители далеко не всегда думают о тех людях, которые им доверили власть. Сегодня важным критерием «человечности» любой власти является соблюдение прав человека. А что такое – права человека? Только ли те права, которые указаны в законах? Или соблюдение прав человека дает власти направления изменений, в направлении очеловечивания, чтобы власть стала из «государевой» - публичной, то есть открытой для людей и реально учитывающей их мнения по принимаемым решениям?

Все эти проблемы будут рассмотрены в нашем курсе, цель которого – не только дать знания, но и информацию о том, как можно сегодня защищать свои права и права других людей, как развивать публичную политику в нашей стране. Автор курса – не только профессор НИУ ВШЭ, но и президент неправительственной организации Межрегиональный гуманитарно-политологический центр СТРАТЕГИЯ, опыт деятельности которого также будет раскрыт в этом курсе.

О курсе

Прежде всего, слушатели получат основные представления о концепции прав человека, ее развитии и современном состоянии, а также о таких проблемах, связанных с этим понятием, например, о соотношении представлений мультикультурализма и концепции универсальности прав человека.  В рамках курса будут раскрыты основные компоненты понятия «права человека», как понятия, тесно связанного с понятием свободы,  отражающего как само достоинство человеческой личности, так и притязание на обладание конкретными возможностями, позволяющими сделать жизнь этой личности действительно достойной. При этом права человека являются одновременно и характеристикой отношений человек-государство  и инструментом ограничения власти правительства (государства) над человеком.

Существенное внимание в курсе будет уделено также процессу институционализации прав человека в мире и в современной России, и таких основных компонент этой институционализации, как 

  • инкорпорация прав человека в нормативную базу государства, проникновение этой концепции из сферы естественного в сферу позитивного права;
  • включение концепции прав человека в публичную дискуссию, в которой принимают участие самые различные группы населения; 
  • появление и развитие государственных правозащитных институтов (институт Уполномоченного по правам человека и т.д.);
  • развитие общественных правозащитных организаций.

Как легко заметить, процесс институционализации  прав человека тесно связан с процессом развития публичной политики, понимаемой как программы и приоритеты органов власти, механизмы и технологии их реализации, выработанные на основе и с учетом ожиданий социальных групп (страт) общества через их представителей. Этой теме будет посвящена вторая часть предлагаемого курса. Основное внимание здесь будет уделено как обсуждение самого понятие «публичная политика», так и развитию и деятельности институтов-медиаторов, посредников, реализующих функцию связности основных акторов поля публичной политики. Среди таких институтов внимание будет уделено прежде фабрикам мысли и центрам публичной политики, различного вида Общественным советам и общественным палатам, а также институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана). При этом в курсе будет рассмотрен как международный опыт развития публичной политики и институтов-медиаторов, так и уже накопленный опыт современной России.

Формат

Каждая из 10 тем состоит из нескольких видеофрагментов длительностью от 10 до 15 минут. Для оценки освоения каждой темы предлагается оцениваемый тест примерно из 15 вопросов или эссе в формате взаимного оценивания. Курс завершится итоговым тестом из 20 вопросов.

Рекомендованная литература:

Сунгуров А. Ю. Как возникают политические инновации: «фабрики мысли» и другие институты-медиаторы. - М.: Политическая энциклопедия, 2015. – 383 с. – (Политология России).

Права человека перед вызовами XXI века /под ред. В.В.Смирнова и А.Ю.Сунгурова. – М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – 349 с. – (Библиотека РАПН). 

Публичная политика в контексте задач модернизации России: конструктивный потенциал и формы использования. /Отв.ред. Л.И.Никовская. – М.: РАПН, РОССПЭН, 2012.

Публичная политика в современной России: субъекты и институты. Сб.ст. /отв.ред.-сост. Н.Ю.Беляева. - М.: ТЕИС, 2006. - 348 с.

Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт развития и взаимодействия. / Редкол.: А.Ю.Сунгуров (отв. ред.) и др. – М.: Российская ассоциация политической науки; РОССПЭН, 2008 – 422 с.

Публичная политика: от теории к практике: / сост. и научн. ред. Н.Ю.Данилова, О.Ю.Гурова, Н.Г.Жидкова. – СПб.: Алетейя, 2008. – 356 с.  – (Серия «Левиафан)

Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире. / Под ред. О.Ю.Малиновой и А.Ю.Сунгурова. – СПб.: Норма, 2005. – 272 с. (http://strategy-spb.ru/index.php?do=biblio&doc=355)

Mark Considine. Making Public Policy. Institutions, Actors, Strategies. – Cambridge: Polity Press, 2005. – 262 p.

Donnely Jack. Unversal Human Rights in Theory and Practice. Inhaca, N.Y.: Cornell Univ. Press, 1993

Требования

Слушатели должны иметь базовые представления о сфере политики и быть знакомыми с набором основных понятий и концепций политической науки (как минимум в рамках профильного курса «Обществознания»).

Программа курса

Программа курса

Тема 1. Понятие публичной политики

Тема 2. Изучение публичной политики: зарубежный опыт

Тема 3. Концепция прав человека (появление и развитие)

Тема 4. Права человека и право. Поколения прав человека

Тема 5. Концепция прав человека: некоторые нерешенные проблемы и противоречия

Тема 6. Международная система защиты прав человека

Тема 7. Институционализация прав человека в современной России

Тема 8. Изучение публичной политики: Российский опыт

Тема 9. Институты-медиаторы как важный компонент развития публичной политики

Тема 10. Эксперты и власть. Роль академического сообщества в развитии публичной политики.

Результаты обучения

  • способность к организации  взаимодействия общественных и  бизнес-структур с органами государственной власти и местного самоуправления, к созданию благоприятной политико-административной и законодательной среды деятельности коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-20).
  • способность к разработке  стратегий, программ и планов  в сфере общественно-политической  деятельности для политических  деятелей, партий, органов власти, СМИ  и экономических субъектов, готовность  оказывать им консультационные  услуги (ПК-15);
  • готовность действовать  в нестандартных ситуациях, нести  социальную и этическую ответственность  за принятые решения (ОК-2);
  • способность к участию  в организации управленческих  процессов и разработке политико-управленческих  решений в органах власти, в  аппарате политических партий  и общественно-политических объединений, международных организаций, органах  местного самоуправления (ПК-11);

Сунгуров Александр Юрьевич

Доктор политических наук, Профессор
Должность: Руководитель департамента прикладной политологии

сертификат об окончании курса

Сертификат

Предусмотрен сертификат

Похожие курсы