наверх

Качественные методы в социологическом исследовании

 width=
30 сентября - 15 декабря 2019 г.
Курс уже начался
Запись на курс закрыта
Подпишитесь на новости и узнайте дату следующего запуска
  • 10 недель

    длительность курса

  • от 4 до 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

В рамках курса студенты узнают, какие методологические и теоретические идеи лежат в основании качественного исследования в современных социальных науках (и почему у качественных исследователей наблюдается такая страсть к изучению повседневного опыта и смыслов, которыми наделяют свою жизнь люди), что собой представляет дизайн исследования, какие методы сбора и анализа данных существуют в рамках данной методологии (глубинное интервью, включенное наблюдение, дискурс-анализ, анализ методом обоснованной теории и др.). Исследование будет рассматриваться как целостный процесс, начинающийся с придумывания темы, включающий в себя разработку исследовательского дизайна, полевые работы, анализ собранных данных, и заканчивающийся написанием научного текста.  

Студенты научатся самостоятельно планировать, организовывать и проводить качественное исследование, собирать качественные интервью, проводить включенное наблюдение. Особый акцент будет сделан на том, как нужно анализировать собранные качественные данные, различные текстовые и биографические документы.

Предварительные требования к слушателям: нет

Оценочные мероприятия: тесты в конце каждой недели по пройденному материалу, практические задания в формате взаимного оценивания, позволяющие развить практические навыки организации и проведения качественного исследования (будет необходимо разработать дизайн исследования, гайда для полуструктурированного интервью, провести интервью, наблюдения, кодирование качественных данных).

О курсе

Данный курс разработан для тех, кто хочет получить базовые знания том, как проводить социологическое исследование качественными методами, и развить основные навыки сбора и анализа данных. В рамках курса слушатели узнают, какие методологические и теоретические идеи лежат в основании качественного исследования, что собой представляет дизайн исследования, какие методы сбора и анализа данных существуют в рамках данной методологии (глубинное интервью, включенное наблюдение, биографический метод, дискурс-анализ, анализ методом обоснованной теории и др.).

Формат

Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 10 вопросов, практическое задание в формате взаимного оценивания.

Требования

Данный курс разработан для тех, кто хочет получить базовые знания том, как проводить социологическое исследование качественными методами, и развить основные навыки сбора и анализа данных. Курс является вводным для освоения навыков качественного исследователя, поэтому специальных требований к слушателям нет.

Программа курса

  1. Качественное исследование в социальных науках: методологические основания
  2.  Дизайн качественного исследования
  3. Этнографическая стратегия и участвующее наблюдение
  4. Интервью в качественном исследовании
  5. Фокусированное групповое интервью (фокус-группы): особенности организации и проведения
  6. Качественный анализ данных: общий обзор
  7. Биографический метод
  8. Кейс-стади
  9. Оценка и презентация результатов качественного исследования и жанры качественного письма
  10. Этика качественного социологического исследования

Результаты обучения

Cпособность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9), способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1), умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5), способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11)

Омельченко Елена Леонидовна

Доктор социологических наук, Профессор
Должность: Профессор департамента социологии, директор Центра молодежных исследований

Крупец Яна Николаевна

Кандидат социологических наук, Доцент
Должность: Доцент департамента социологии, заместитель директора Центра молодежных исследований

Похожие курсы