наверх

Социокультурная антропология стран Арабского Востока

17 июля 2024 - 1 января 2030 г.
Курс уже начался
1862 дня
До конца записи
  • Русский

    язык курса

  • 16 недель

    длительность курса

  • около 4 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 4 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

 

Социальные процессы, протекающие в странах Арабского востока, в последнее время постоянно оказываются на повестке дня. «Арабская весна», рост влияния исламизма, миграционные потоки из стран Ближнего Востока и Северной Африки определяют актуальность изучения региона не только через призму западных теорий, но и «изнутри», с точки зрения традиционных механизмов, которым подчиняется логика развития того или иного арабского социума.

О курсе

Цель настоящего курса – сформировать представление о внутренней динамике социального развития арабского региона в целом и отдельных его субрегионов в частности, опираясь на традиционные механизмы – семейные и клановые, племенные и родовые, конфессиональные и религиозные отношения – в качестве основного фактора, роль которого, вопреки современным трендам, выше, чем роль экономики или международных отношений. 

В процессе освоения курса студент сможет:
- научиться определять преимущества и недостатки антропологических подходов и методов при анализе социокультурных особенностей сообщества;
- узнать специфические особенности арабского региона и отдельных субрегионов в его составе с точки зрения их социального и культурного развития;
- овладеть навыком проведения глубинного анализа политической ситуации стран арабского региона (а также, в меньшей степени и косвенно, прилегающих стран – Турции, Ирана).

В качестве предварительного требования необходимо выдвинуть условие хотя бы минимального ознакомления с историей арабского мира с упором на ХХ век.

Формат

Курс состоит из 16 недель. Каждая неделя содержит видеолекции и тестовые задания. В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса.

  • Воскресенский А.Д. Политические системы и политические культуры Востока. М.: АСТ Восток-Запад, 2007. 
  • Наумкин В.В. Глубоко разделённые общества Ближнего и Среднего Востока. Конфликтность, насилие, внешнее вмешательство // Вестник Московского университета. Серия 25. 2015. №1. с. 66–96. 
  • Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. М: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.
  • Руа О. Глобализированный ислам: в поисках новой уммы. Islamology. 2017. №1.
  • Al‐Ahsan, Abdullah (1986). The Quranic concept of Ummah. Institute of Muslim Minority Affairs. Journal, 7(2), p. 606–616.
  • Bitar, Samir I. (2011). Language, Identity, and Arab Nationalism: Case Study of Palestine, Journal of Middle Eastern and Islamic Studies (in Asia), 5:4, p. 48-64.
  • Deeb, Lara and Jessica Winegar. Anthropologies of Arab-Majority Societies. Annual Review of Anthropology, 41, 2012, p. 537-558.
  • Hassan, Samira F. (2015). Social media and the Arab Spring. Graduate School Camden. Rutgers, The State University of New Jersey.
  • Lindholm, Charles (2002). The Islamic Middle-East. Tradition and change. Blackwell Publishers Ltd. 2nd ed. 
  • Robinson, Chase (2010). The new Cambridge history of Islam: Volume 1: The formation of the Islamic world sixth to eleventh centuries. Cambridge University Press.
  • Shahshahani, Soheila, and Bromberger, Christian. Rural Anthropology of the Middle East. Anthropology of the Middle East, vol. 6, no. 2, winter 2011, p. v–vii.
  • Sinai, Nicolai (2023). Key Terms of the Qur'an: A Critical Dictionary. Princeton University Press.
  • Suleiman, Yasir (2003). The Arabic Language and National Identity: A Study in Ideology. Edinburgh University Press Ltd.
  • Versteegh, Kees (2014). The Arabic Language. Edinburgh University Press, 2nd ed.

Требования

Для успешного прохождения курса рекомендуется обладать следующими компетенциями:
- Знание основных вех истории арабских государств в ХХ в.
- Знание английского языка на уровне уверенного чтения англоязычной академической литературы.
- Умение работать с большим объёмом информации и применять сравнительный анализ при её обработке.
- Умение применять в работе как исторический подход, так и кейс-стади, как выделять общие закономерности и тенденции, так и абстрагироваться для сосредоточения на конкретном случае.
- Навык написания эссе как небольшого (5-10 тыс. знаков), так и крупного (15-25 тыс. знаков) формата.

Программа курса

  1. Подходы к изучению антропологии арабских обществ.
  2. Исторический экскурс. Формирование современной картины обществ арабских стран.
  3. Исламский фактор: раннемусульманские и классические мусульманские источники о природе общества.
  4. Фактор арабского языка и лингвистический национализм в Арабском мире.
  5. Политический ислам и светский национализм в арабских странах. Нация vs. умма.
  6. Специфика обществ арабских государств Персидского залива. Понятие «гражданства» в арабском мире.
  7. Специфика обществ арабских государств Персидского залива. Инновации, женский вопрос и внешнеполитический фактор.
  8. «Искусственные нации» и объединяющий фактор верховной власти. Специфика обществ Иордании и Ирака.
  9. «Искусственные государства» и племенной фактор в современной политике. Йемен и Ливия.
  10. Антропология сирийского и тунисского обществ. Роль интеллигенции в политической жизни арабских социумов.
  11. Религиозная разобщённость как ключевой фактор формирования общества. Кейсы конфессионализма Ливана и суфийских тарикатов Судана.
  12. Влияние телевидения и интернета на политическую культуру арабских сообществ. Кейс Египта в период «Арабской весны».
  13. Внешние обстоятельства как ключевой фактор политического поведения обществ. Кейс Палестины.
  14. Антропология обществ Алжира и Марокко. Факторы этнических противоречий и формирования гражданского общества.
  15. Традиционные механизмы организации арабских сообществ. Кейс мавританского рабовладения.
  16. Новейшие тенденции эволюции арабских обществ. Фактор глобализации и регионализации.

Результаты обучения

В процессе освоения курса студент сможет:
- научиться определять преимущества и недостатки антропологических подходов и методов при анализе социокультурных особенностей сообщества;
- узнать специфические особенности арабского региона и отдельных субрегионов в его составе с точки зрения их социального и культурного развития;
- освоить большой объем антропологических статей и монографий, а также источников, на основании которых были написаны соответствующие работы, и уметь анализировать их; 
- сформировать понимание особенностей трансформации политических систем и взаимоотношений человека с властью в условиях модернизации арабских сообществ;
-  сформировать понимание сущности феномена государства и его динамики в социокультурном поле истории стран Ближнего Востока, Ирана, Турции и стран Северной Африки; 
- овладеть навыком проведения глубинного анализа политической ситуации стран арабского региона (а также, в меньшей степени и косвенно, прилегающих стран – Турции, Ирана).

Формируемые компетенции

  • Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1).
  • Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5).
  • Способен представлять результаты профессиональной деятельности с применением понятийного аппарата, общенаучной и профессиональной терминологии в сфере изучения стран Азии и Африки (ОПК-2).
  • Способен использовать знания основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны (региона) при ведении научных исследований (ОПК-5).

Направления подготовки

Отзывы о курсе

Матросов Валерий Анатольевич


Должность: Старший преподаватель. Факультет мировой экономики и мировой политики / Школа востоковедения

Наумова Елизавета Романовна


Должность: Преподаватель. Факультет мировой экономики и мировой политики / Школа востоковедения

сертификат об окончании курса

Сертификат

Стоимость доступа ко всем материалам курса, возможности пройти экзамен с прокторингом и получить сертификат составляет 3600 рублей.

Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.

Похожие курсы