наверх
  • Русский

    язык курса

  • 12 недель

    длительность курса

  • от 3 до 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 4 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

 

Курс учит сознательно относиться к своему визуальному опыту, обобщать и комментировать его. Не ограничиваясь сферой традиционных визуальных искусств, курс акцентирует внимание на генезисе зрелищной культуры модерна от ярмарок, городских гуляний и торговых пространств и их связи с ранними визуальными медиа (камера-обскура, волшебный фонарь, панорама). Именно эта связь подготовила такие ключевые визуальные преобразования XIX века, как фотография и кино. Между появлением этих медиумов и дигитальной революцией наших дней длится эпоха тотальной экспансии визуального в повседневность. Современный индивид живет в мире визуально организованной («наглядной») коммуникации. Курс адресован самой широкой аудитории с гуманитарными интересами.

О курсе

Предмет курса — визуальная культура XVII –XX в. с особым акцентом на XIX в. как важнейшего периода подготовки так наз. «визуального поворота». XIX век — время революционной смены оптики в прямом и переносном смысле, а также появления новых практик индустриального искусства. Курс прослеживает визуальные опыты, начавшиеся на волне технического прогресса и обусловившие переход от статических форм зрелища к динамическим. Фотография приучила зрителя к удвоению реальности и нарушила единство субъекта и наблюдаемого мира, тогда как движущаяся фотография отождествила предмет и его образ, отменив большинство представлений о природе вещей. Об этих сдвигах, увиденных из цифровой современности, и пойдет в основном речь.

Цель курса – продемонстрировать слушателям процесс расширения способов видения – от камеры-обскуры до фотографии, от ярмарочного рисунка до кинематографа.

Задача курса – разъяснить систему понятий визуальных исследований и помочь разобраться в истории европейской визуальной культуры от камеры-обскуры до визуальных приложений современных гаджетов.

Место курса в системе подготовки студентов определяется положением визуальных исследований в науке о культуре, их установкой на междисциплинарный диалог искусствознания, культурной антропологии, эстетики, истории техники.

Материальная база. Курс не требует особого программного или материального обеспечения. Цифровые технологии обеспечивают свободный доступ к текстам и иллюстративным материалам курса. Материалы с ограниченным доступом — это нарушение правил цифрового просвещения. В качестве обратной связи по курсу слушатели пишут эссе о работе визуальных продуктов в городской среде.

Формат

Курс состоит из 12 недель. Каждая неделя содержит видеолекции, тестовые задания и материалы для самостоятельного изучения. В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями и пройти тесты, доступ к экзамену с прокторингом станет доступен после оплаты курса.

  1. Баль М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований // Логос. 2012. № 1 (85). С. 212-249.
  2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996.
  3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.
  4. Больц Н. Азбука медиа. М.: Европа, 2011.
  5. Гринфилд А. Радикальные технологии: Устройство повседневной жизни. М.: Дело, 2018.
  6. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 3 (34). 
  7. Ладжойя Н. Санта-Клаус, иди Книга о том, как Кока-Кола сформировала наш мир воображаемого. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009.
  8. Киттлер Ф. Оптические медиа. М.: Логос, 2009.
  9. Кракауэр З. Орнамент массы. М.: Ад Маргинем, 2014.
  10. Крэри Дж. Техники наблюдателя. М.: V-A-C Press, 2014.
  11. Кувшинова М. Кино как визуальный код. СПб.: Мастерская «Сеанс», 2014.
  12. Ладжойя Н. Санта-Клаус, или как Кока-Кола сформировала наш мир воображаемого. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2008.
  13. Левашов В. Лекции по истории фотографии. Нижний Новгород: Волго-Вятский ГЦСИ, 2007.
  14. Левинг Ю. Революция зримого. Образы на сетчатке. М.: Новое Литературное Обозрение, 2017.
  15. Мазур Н. (Ред.) Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры. М.: Новое издательство, 2018.

Требования

Для успешного освоения курса обучающийся должны владеть следующими знаниями и навыками:

• учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

• приобретать новые научные знания, используя современные образовательные и информационные технологии.

Программа курса

  1. Предмет визуальной культуры.
  2. Визуальное мышление и городская среда.
  3. Ранние визуальные медиа-1: Чудо света.
  4. Ранние визуальные медиа-2: Пан-о-рама.
  5. Индустриальная революция и фотография.
  6. Искусство (и) фото: пикториализм.
  7. Действительность (и) фото: реализм.
  8. Предпосылки движущегося изображения.
  9. Время кино: победа автономной визуальности.
  10. Экран как поверхность мира.
  11. Тотальный дизайн в экономике образов.
  12. Смысл и назначение селфи.

Результаты обучения

  • Знает: историю культуры и историю искусств, современное искусство, специфику современных культурных процессов;
  • Умеет: разрабатывать проекты в области культуры и искусства с различными содержательными параметрами;
  • Владеет: навыками обработки теоретического содержания дисциплин гуманитарного цикла, навыками соединения аналитической и практической деятельности в создании культурного продукта.

Формируемые компетенции

Курс помогает сформировать следующие компетенции:

  • владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-9);
  • способность понимать основные процессы и тенденции, протекающие в современной культуре, анализировать культурные явления в широком социальном и историческом контексте (ПК-9);
  • навыки поиска, упорядочивания и обработки информации из различных источников в социокультурной сфере, компетенции анализа, структурирования, обоснованного и наглядного изложения обработанной информации (ПК-14).

Направления подготовки

Отзывы о курсе

Левченко Ян Сергеевич

PhD, Профессор
Должность: Старший научный сотрудник, Факультет гуманитарных наук / Научно-учебная лаборатория исследований советской архитектуры и изобразительного искусства

сертификат об окончании курса

Сертификат

Стоимость доступа к возможности пройти экзамен с прокторингом для получения сертификата по курсу составляет 3600 рублей.

Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.

Похожие курсы