course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Целью курса является оттачивание навыков чтения, письма и речевого этикета японского языка для начинающих, ранее освоивших базовые знания и навыки японского языка (азбука и простейшие иероглифы, части речи, настояще-будущее время в нейтрально-вежливом стиле).
В задачи курса входит овладение следующими навыками и умениями:
В ходе освоения курса слушатели также узнают о японской системе летоисчисления и правила указания даты и времени, выучат примерно 100 лексических единиц и более 30 новых иероглифов. Дополнительные материалы содержат списки новой лексики и иероглифики с указанием чтений и значений, а также некоторые лексико-грамматические материалы по темам курса.
Курс состоит из нескольких тематических модулей и нацелен на главным образом на развитие навыков письма, чтения и говорения (речевого этикета). Для удобства каждый тематический урок разделен на небольшие видео длительностью по 5-15 минут. Также все лекции относятся к одной из следующих тем: иероглифика (объяснение чтений, значений и написания кандзи), теория (объяснение новой грамматики) и практика (лекции с упражнениями для самостоятельной работы с последующим анализом и комментариями лектора). Курс содержит в себе тесты и дополнительные учебные материалы (списки лексики и иероглифики с комментариями, лексико-грамматические материалы). В списках новой лексики содержатся иероглифы, не освещённые в курсе и предлагаемые для самостоятельного изучения интересующимся.
1. Стругова Е.В., Шефтелевич Н.С. Читаем, пишем, говорим по-японски: в 2 т. Т.1. Уроки 1–20 / Е.В. Стругова, Н.С. Шефтелевич. – 7-е изд., испр. – М.: Издательский дом ВКН, 2019. – 288 с.
2. Японско-английский онлайн-словарь Jisho [Электронный ресурс] // Jisho Online. URL: https://jisho.org (дата обращения: 23. 11. 2021).
3. Онлайн-словарь акцентуации в японском языке OJAD [Электронный ресурс] // Online Japanese Accent Dictionary. URL: http://www.gavo.t.u-tokyo.ac.jp/ojad/rus/pages/home (дата обращения: 23. 11. 2021).
Курс состоит из 18 уроков, в первую часть вошли первые 9 из них
Урок 1. Вводная лекция: основы японской грамматики
01.01 Для кого предназначен этот курс
01.02 Хирагана и катакана. Стили речи
01.03 Части речи японского языка
01.04 Прилагательные
01.05 Наречия и глаголы
01.06 Служебные части речи
01.07 Отрицательные и вопросительные предложения
Урок 2. Вводная лекция: основы японской иероглифики
02.01 Иероглифы. Общие особенности, написание
02.02 Иероглифы. Ключи и фонетики
02.03 Иероглифы. Онные и кунные чтения Поиск информации по японскому языку
02.04 Какое чтение выбрать?
Урок 3. Прошедшее время: теория
03.01 Новая лексика
03.02 Ситуации использования прошедшего времени
03.03 Прошедшее время. Существительные, な-прилагательные, い-прилагательные
03.04 Прошедшее время. Глаголы
03.05 Отрицательная форма в настояще-будущем времени
03.06 Отрицательные формы прошедшего времени. Существительные и な-прилагательные
03.07 Отрицательные формы прошедшего времени. い-прилагательные
03.08 Отрицательные формы прошедшего времени. Глаголы
Урок 4. Прошедшее время: практика
04.01 Упражнение 1. Поставьте слова в прошедшее время (+)
04.02 Упражнение 2. Поставьте слова в прошедшее время (–)
04.03 Упражнение 3. Найдите и исправьте ошибки
04.04 Упражнение 4. Переведите на японский язык
Урок 5. Числительные: иероглифика
05.01 Иероглиф 一
05.02 Иероглифニ
05.03 Иероглифы 三 и 四
05.04 Иероглифы 五 и 六
05.05 Иероглифы 七 и 八
05.06 Иероглифы 九 и 十
05.07 Иероглифы 百 и 千
05.08 Иероглиф 行
05.09 Иероглиф 来
05.10 Иероглиф 今
Урок 6. Общий вид числительных и глаголы местонахождения
06.01 Новые слова
06.02 Глаголы местонахождения
06.03 Глаголы местонахождения: примеры
06.04 Виды числительных
06.05 Японские числительные
06.06 Китайские числительные 1 - 10
06.07 Китайские числительные 11 - 9000
Урок 7. Счётные суффиксы (счётные слова)
07.01 Новые слова
07.02 Счётные суффиксы
07.03 Счётные суффиксы (продолжение)
07.04 Синтаксические особенности использования счетных суффиксов
Урок 8. Числительные и счётные суффиксы: практика
08.01 Новые слова
08.02 Упражнение 1. Скажите по-японски (начало)
08.03 Упражнение 1. Скажите по-японски (продолжение)
08.04 Упражнение 2. Скажите по-русски
08.05 Упражнение 3. ある или いる?
08.06 Упражнение 4. Назовите способ счёта (суффикс / японское числительное)
08.07 Упражнение 5. Переведите на русский язык
08.08 Упражнение 6. Переведите на японский язык
Урок 9. Время: иероглифика
09.01 Иероглиф 時
09.02 Иероглиф 間
09.03 Иероглиф 分
09.04 Иероглиф 半
09.05 Иероглиф 午 и 前
09.06 Иероглиф 後
09.07 Иероглиф 毎
09.08 Иероглиф 月
09.09 Иероглиф 年
09.10 Иероглиф 円
В результате прохождения курса слушатели:
- выучат чтения, значения и написание 39 новых иероглифов;
- выучат около 100 новых слов, а также иероглифическую запись слов, пройденных ранее;
- освоят абстрактный и конкретный счёт до 9.999 и научатся использовать китайские и японские числительные с шестью счётными словами;
- научатся строить сложные предложения с союзами が и から;
- узнают о нюансах падежного показателя が и выучат 3 наиболее часто используемые конструкции с ним;
- освоят прошедшее время в нейтрально-вежливом стиле для всех частей речи;
- узнают о том, как правильно обозначаются время, числа и месяцы по-японски;
- узнают об особой японской системе летоисчисления.
Задачи формирования межкультурной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции состоят в последовательном овладении студентами совокупностью субкомпетенций, основными из которых являются:
– межкультурная компетенция: общая способность распознавать условия и особенности межкультурной ситуации, избирать конкретные тактики ее ведения с позиции равного статуса двух взаимодействующих культур;
– лингвистическая компетенция: способность понимать речь других людей и использовать в вербальной коммуникации грамматически и синтаксически правильных форм;
– социолингвистическая компетенция: умение выбирать оптимальные лингвистические формы, способы языкового выражения в зависимости от коммуникативной цели говорящего и других конкретных межкультурных условий высказывания;
– социокультурная компетенция: способность учитывать в общении речевое и неречевое поведение, принятое в стране изучаемого языка;
– социальная компетенция: способность взаимодействовать с партнерами по общению, умение управлять межкультурной ситуацией, владение соответствующими стратегиями;
– дискурсивная (речевая) компетенция: знание правил построения устных и письменных сообщений-дискурсов, умение планировать и строить такие сообщения и понимать их смысл в речи других людей;
– стратегическая (компенсаторная) компетенция: умение пользоваться наиболее эффективными стратегиями при решении коммуникативных задач и компенсировать недостаток знаний или навыков при ведении межкультурной коммуникации;
– компенсаторная компетенция: умение преодолевать коммуникативный барьер за счет использования известных речевых и метаязыковых средств;
– прагматическая компетенция: умение выбирать наиболее эффективный и целесообразный способ выражения мысли в зависимости от условий коммуникативного акта и поставленной задачи.
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Position: Преподаватель департамента иностранных языков МФТИ
It is possible to get a certificate for this course.
The cost of passing the procedures for assessing learning outcomes with personal identification - 3600 Р.