course language
course duration
for credit at your university
Предметом философии науки и техники является анализ теоретико-познавательных и методологических основ современного научного и технического познания. Онтологический статус современной науки определяется тем, что она выступает одновременно и как познание законов объективного мира (природного, социального и духовного), и как вид деятельности, и как особый социальный институт.
Философский анализ научного знания имеет большую историю и философия науки в настоящее время сложилась как особый самостоятельный раздел в системе философского знания. В настоящее время существуют два основных подхода к анализу научного знания: логико-эпистемиологический и социокультурный. В программе в качестве специального раздела выделяются исходные философские установки в формировании образа современной науки. Программа нацелена на то, чтобы показать современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей.
Особое внимание обращается на специфику философии техники и на ее взаимоотношения с философией науки. В программе выделены основные направления в развитии современной философии науки и техники. Основная цель программы состоит в том, чтобы после ее выполнения соискатель стал полноценным ученым, который может вести самостоятельную научно-исследовательскую и педагогическую работу в области философии науки и техники.
Для бесплатного просмотра доступны только часть материалов курса. Полный доступ откроется только после оплаты сертификации. Стоимость сертификации составляет 3600 рублей.
Курс состоит из 11 учебных недель. Для успешного решения большинства задач из тестов достаточно освоить материал, рассказанный на лекциях. На семинарах разбираются и более сложные задачи, которые смогут заинтересовать слушателя, уже знакомого с основами.
ВВЕДЕНИЕ.
- Философия как способ индивидуально обосновываемого обсуждения предельных вопросов. Основные темы: бытие, сознание, природа, общество, искусство и техника. Культуроцентричный подход к бытию: человечество, культура и история; исторические этапы развития человечества; понятие цивилизаций; исторические этапы развития Западной Европы и России.
- Средневековая философия Проблема веры и разума в раннехристианской патристике (Тертулиан и платонический синтез Бл.Августина). Аристотелеизм и схоластика. Проблема веры и разума в средневековой схоластике (аверроизм и аристотелевский синтез Фомы Аквинского). Линии Аристотеля и Платона в средние века:
а) спор номиналистов и реалистов б)схоластика и мистицизм. Ник.Кузанский и понятие бесконечности.
- Гуманизм, Возрождение, Реформация. Их взаимоотношение. Основные идеи и направления.
I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. Этические и этико-политические проблемы
- Вопрос о смысле жизни как предельный вопрос этики.
- Процесс этической индивидуализации в древнем мире. Осознание противоречия между гедонистическим смыслом жизни, конечностью жизни и справедливостью-добродетелью. Типы разрешения этого противоречия: а) загробное воздаяние б) решение Платона и Будды в) решение римского стоицизма и конфуцианства (http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/civilization/crisis_renascence); решения эпохи Просвещения: разумный эгоизм; утилитаризм; этика долга Канта (добрая воля, долг, счастье, категорический императив (""Критика практического разума""). Этические концепции Востока
- Новый тип этических проблем (Макиавелли (""Государь""), Достоевский (""Великий инквизитор"") , Сартр (""Дьявол и Господь Бог""))
- Этико-политические системы просвещения и современности
- ""Естественное состояние"" и ""общественный договор"" (Гоббс , Локк , Руссо [Б.Рассел:http://www.philosophy.ru/library/russell/01/00.html ]). Либерализм и социализм: сравнение западных индивидуалистически-демократических политико-экономических систем и коллективистски-авторитарных систем ""реального социализма"" (Поппер и Хайек [см. Поппер К. ""Открытое общество и его враги"" и Хайек Ф.А. ""Пагубная самонадеятельность: ошибки социализма""]), неолиберализм - теория рационального выбора Дж. Ролса, социал-демократизм, неоклассицизм (http://50.economicus.ru/index.php?ch=5&le=43&r=4&z=0); утопизм (утопия – вымышленное рационально устроенное общество всеобщего благоденствия (http://www.mnemosyne.ru/library/rawls.html), идет от ""Утопии"" Томаса Мора (http://lib.ru/INOOLD/MOR/utopia.txt)), анархизм и новые левые (см. ст.М.А.Хевеши ""АНТИКАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ БУНТ ""НОВЫХ ЛЕВЫХ"")(http://philosophy.ru/iphras/library/absol.html#195), национализм ХХ века, мультикультурализм и религиозный фундаментализм (http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/civilization/LipkinPubl1206.html); глобализм и антиглобализм.
Вопросы для семинара по теме I.
- Три формы отношений индивида и общества (коллективизм, эгоцентризм, личность) на материале античности?
- Отличие мировой и «государственной» религий?
- Этико-политические концепции Гоббса, Локка, Руссо (по Расселу)?
- Утилитаризм?
- Этика долга Канта?
- Либерализм и неолиберализм, ""теория справедливости"", понятия отрицательной и положительной свободы?
- Социализм: ""за"" (западный марксизм 20 в. и новые левые) и ""против"" (Поппер, Хайек)? - Мультикультурализм?
Литература: Современный либерализм: Ролз,... М., 1998 (http://www.mnemosyne.ru/library/index.html)
II. ПРИРОДА И ЕЕ ПОЗНАНИЕ
- Фр.Бэкон – отец английского эмпиризма. Рождение науки Нового времени (Коперник и Галилей). Специфика эксперимента. Отличие естественной науки от натурфилософии (http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/philsci/LipkinPubl02.html или ""Философия науки"" (ред. А.И.Липкин), гл. 7)
- Декарт и основные элементы системы новоевропейского рационализма. Проблема субстанции у Спинозы и Лейбница [Б.Рассел: http://www.philosophy.ru/library/russell/01/00.html ]
- Эмпиризм Дж.Локка. Его противостояние Декарту
- Материалистическая и идеалистическая линии эмпиризма. Французское Просвещение и механицистски-материалистическое решение проблемы соотношения теории и реальности у Дидро и Ламетри. Механицистский детерминизм Лапласа. Идеалистическое решение тех же проблем у Беркли и Юма.
- И.Кант и его вариант решения споров между рационализмом и эмпиризмом и между материализмом и идеализмом на основе понятий: ""вещь в себе"" и ""явление""; ""априорные"" формы, ""синтетическое"" и ""аналитическое"" суждения.
- Эстетика Канта
- Попытки преодоления кантовской ""вещи в себе"" в немецкой классической философии и немецкая натурфилософия (Гете, Фихте, Шеллинг)
- Философская система Гегеля: логика и диалектический метод, философия природы, философия духа
- Неокантианство
- Неогегельянство. Антропология Фейербаха. Марксизм
- 1-й позитивизм Конта, Милля и Спенсера. Отрицание метафизики и эволюционизм. Гносеологический кризис в физике и 2-й позитивизм . От эволюционизма к психологизму: махизм и конвенционализм Пуанкаре. Американский прагматизм (Пирс, Джеймс, Дьюи)
- Aналитическая философия Витгенштейна и Рассела и неопозитивизм ""Венского кружка"". От психологизма к логицизму. Проблема соотношения теоретического и эмпирического ""уровней знания"". Критерий верифицируемости, ""язык наблюдения"" и его эволюция. Аналитическая философия
- Логическая критика позитивизма К.Поппером и проблемы ""теоретической нагруженности"" эмпирических утверждений и неотделимости эксперимента от интерпретации. Проблема ""демаркации"" Поппера между естественной наукой, натурфилософией, гуманитарной наукой и ""ненауками"". Проблема истины и ""третий мир"". Эволюционная эпистемология - Историцистская критика позитивизма: модели развития науки Куна, Лакатоса и эволюционной эпистемологии. ""Философия и зеркало природы"" Р.Рорти
III. ОСНОВАНИЯ БЫТИЯ
- Антропология экзистенциализма (от сущности к существованию). Проблема ""свободы воли"" у С.Кьеркегора. Потерянное поколение и немецкий экзистенциализм (Ясперс, Хайдеггер), Массовая культура ХХ в. (Ортега-и-Гассет).
- II Мировая война, французское ""Сопротивление"" и коллаборационизм, проблемы свободы воли, теодицеи и атеизма во французском экзистенциализме (Камю, Сартр). Персонализм.
- Философская Антропология XIX-XX вв. (Э.Кассирер, И.Хейзинга, Г.Маркузе, Х.Ортега-и-Гассет, Шелер и др.)
- Философия жизни. От бытия к воле и жизни: (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон)
- Неомарксизм в XX вв. Франкфуртская школа (М.Хоркхмайер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас)
IV. ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ
- Феноменология Э.Гуссерля
- Герменевтика как метод познания культурно-исторических явлений у В.Дильтея. Критика герменевтического психологизма М. Шелером. Герменевтические идеи М. Хайдеггера. Учение о языке как ""доме бытия"". Философская герменевтика Х.Г.Гадамера
V. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.
- Философия сознания.
- Психо-физическая проблема в ХХ в. и кризис разума Нового времени. Иррационализм и мистика в ХХ в. Связь внутреннего и внешнего мира: механическое и магическое, рациональное и иррациональное. Сознание и бессознательное. Психоаналитическая антропология З.Фрейда. Коллективное бессознательное К.Юнга и др. Сознание, бессознательное и язык (Ж.. Лакан), деприватизация бессознательного (Ж.Делез и Ф.Гваттари).
- Еропейская традиция Cogito.
- Отказ от проблематики сознания; Дьюи, Хайдеггер, Витгенштейн
course language
course duration
for credit at your university
Доктор философских наук
Position: Профессор