up

Религия и наука: христианская апологетика

1 September 2021 - 31 January 2022 г.
The course has already started
127 days
Before the end of the enrollment
  • Russian

    course language

  • 16 weeks

    course duration

  • от 4 до 5 часов в неделю

    needed to educate

  • 2 credit points

    for credit at your university

About

Учебная дисциплина «Религия и наука: христианская апологетика» представляет собой краткое изложение основных проблем, возникающих при попытке осмысления некоторых положений христианства с философской и научной точек зрения. Так, в курсе будут рассмотрены проблемы доказательств бытия Бога, отношения веры и разума, взаимоотношения науки и Церкви в различные века.

Format

В состав курса входят видео-лекции на русском языке продолжительностью 10-25 минут, материалы для самостоятельного изучения пользователями, задачи для самостоятельного решения.

Разделы курса завершаются тестами на понимание материала.

  1. Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2004
  2. Коллинз Ф. Доказательство Бога: аргументы ученого. М., 2008.
  3. Лега В.П. Современные проблемы философии религии: учебное пособие. М.: Изд-во МГЛУ, 2013.
  4. Мумриков О., свящ. Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект. М., 2013.
  5. Мюррей М., Рей. М. Введение в философию религии. М., 2010
  6. Новое естественное богословие / под ред. У. Крейга и Дж. Морленда. М., 2009
  7. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 2013.

Course program

Курс состоит из 8 разделов:

Неделя 1. Раздел I. Сущность и возникновение религии

1.1. Что такое религия. Гипотезы (Цицерон, Лактанций, блаж. Августин)

1.2. Определение религии. Необходимые элементы религии

1.3. Религиозно-философские учения (пантеизм, деизм)

1.4 Квазирелигии и псевдорелигии

1.5. Возниконовение религии. Просветительская концепция (Гольбах)

1.6. Позитивистская концепция (Конт). Учение Фейербаха

1.7. Марксистская концепция

1.8. Фрейд о возникновении религии

1.9. Эволюционистская концепция. Современная научная концепция

1.10. Прамонотеизм. Сравнение христианской и научной концепций

Неделя 2. Раздел II.  Вера и разум

2.1. Необходимость решения проблемы веры и разума для обоснования христианской апологетики

2.2. «Верую, чтобы понимать» (Климент Александрийский, блаж. Августин, Ансельм Кентерберийский),

2.3. «Понимаю, чтобы верить», «Верую, ибо абсурдно»

2.4. Ап. Павел и отцы Церкви о вере.

2.6. «Пари» Паскаля. Теодицея Лейбница. Вера превышает разум.

2.7. Преп. Максим Исповедник о вере. А.И. Бриллиантов об отличии православного и католического понимания веры.

2.8. Философы XIX-XX вв. о вере.

Неделя 3. Раздел III. Часть 1.  Доказательства бытия Бога. Религиозно-опытное и историческое доказательства.

3.1. Специфика доказательств бытия Бога.

3.2. Методы доказательств бытия Бога. Классификация. Априорные и апостериорные доказательства.

3.3. Религиозно-опытное доказательство. Примеры религиозного опыта: апостол Павел, Плотин, Блез Паскаль.

3.4. Уильям Джеймс «Многообразие религиозного опыта».  

3.5. Современные научные нейро-физиологические исследования религиозного опыта.

Неделя 4. Раздел III. Часть 2.  Онтологическое доказательство бытия Бога

4.1. Онтологическое доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского. Основа доказательства.

4.2. Формулировка Бонавентуры. Формулировка онтологического аргумента Декартом

4.3. Критика доказательства Кантом. Критика Гегелем кантовских опровержений

4.4. Федор Голубинский, еп. Михаил Грибановский, С. Франк

4.5. Онтологическое доказательство в западной мысли XX века

4.6. Всемогущ ли Бог?

4.7. Может ли Бог сделать бывшее небывшим?

Неделя 5. Раздел III. Часть 3.  Нравственное доказательство бытия Бога

5.1. Докантовская формулировка. Понятие совести.

5.2. Нравственный закон. Мораль.

5.3. Биологическая и социальная гипотеза возникновения морали

5.4. В.С. Соловьев о стыде как основе морали

5.5. Кантовский вариант. Первый постулат - свобода. Автономная и гетерономная воля.

5.6. Кантовский вариант. Долг. Категорический императив. Совесть

5.7. Кантовский вариант. Высшее благо. Второй постулат – бессмертие души

5.8. Кантовский вариант. Третий постулат - бытие Бога. Источник морали

5.9. Критика Канта

Неделя 6. Раздел III. Часть 4.  Космологическое доказательство бытия Бога

6.1. Космологическое доказательство бытия Бога в античности.

6.2. Фома Аквинский.

6.3. Следствие рассуждений Фомы Аквинского.

6.4. Три варианта космологического доказательства.

6.5. Развитие космологического доказательства бытия Бога.

6.6. «Космологический парадокс». Гипотеза Фридмана.

6.7. Идея возникновения Вселенной.

Неделя 7. Раздел III. Часть 5.  Телеологическое доказательство бытия Бога

7.1. Телеологическое доказательство бытия Бога в античности

7.2. Отцы Церкви о познании Бога из красоты материального мира

7.3. История доказательства. Лейбниц. Кант. Лаплас.

7.4. Примеры из современных наук - антропный принцип.

7.5. Примеры из современных наук - тонкая настройка Вселенной.

7.6. Примеры из современных наук - возникновение жизни.

7.7. Предпосылки концепции "разумного замысла".

7.8. Концепция "разумного замысла".

Неделя 8. Раздел IV. Часть 1.  Наука и христианство в первом тысячелетии и в эпоху схоластики

8.1. Отношение отцов Церкви к античной науке

8.2. Представления о форме Земли

8.3. Научные взгляды богословов в эпоху патристики.

8.4. Отсутствие преследований за научные исследования в Средние века.

8.5. Аверроистский кризис и его преодоление Фомой Аквинским

8.6. Оживление занятия естественными науками в XIII веке

8.7. Мыслители XIV века

Неделя 9. Раздел IV. Часть 2.  Возникновение современной науки и христианство

9.1. Возникновение современной науки в XVI-XVII вв. из христианских и философских положений

9.2. Роль отделения западной Церкви от Восточной.

9.3. Постулаты, лежащие в основе современной науки: вера в Бога – Творца и Законодателя мира, учение о человеке как образе Божием, Боговоплощение как освящение мира, математизация естествознания, его теоретичность.

9.4. Отличие галилеевской науки от аристотелевской

9.5. Роль Реформации в возникновении науки

9.6. Становление буржуазного способа производства и его роль в возникновении науки

9.7. Роль магико-герметических идей эпохи Возрождения в возникновении науки.

9.8. Реакция христианского мира на появление гелиоцентрической модели Николая Коперника. Развитие гелиоцентрической модели Г. Галилеем. Дж. Бруно и его магико-оккультные взгляды. Причины и результаты суда над Галилеем

9.9. Отношение католической церкви и науки в XVII-XX вв.

9.10. Особенность религиозности ученых: Кеплер, Декарт, Ньютон, Паскаль, Лейбниц, Фарадей, Коши, Максвелл, Мендель, Планк, Эйнштейн, Гейзенберг и др.

9.11. Эпоха Просвещения и использование научных аргументов в борьбе с Церковью.

9.12. Причины распространения атеизма среди современных ученых.

Неделя 10. Раздел V. Часть 1.  Христианское учение о чудесах.

10.1. Проблема определения чуда. Различные определения: богословское, атеистическое, феноменалистическое, сущностное.

10.2. Спор Лейбница и Кларка по вопросу о чудесах.

10.3. Чудо как событие, противоречащее законам природы.

10.4. Чудо как знамение.

10. 5. Онтологическое обоснование возможности чуда.

10.6. Примеры чудес: уникальные (в т.ч. евангельские) и постоянно действующие.

10.7. Жизнь как чудо с точки зрения физики. Попытка Шрёдингера объяснить жизнь с точки зрения физики, ее неудача.

10.8. Чудо в истории: «может ли Бог сделать бывшее небывшим?» О так называемом противоречии всемогущества: «может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять?»

10.9. Причины непризнания людьми даже самых очевидных чудес.

Неделя 11. Раздел VI. Часть 1.  Библия и наука. «Шестоднев» и его толкование

11.01. Спор о принципах толкования Св. Писания в контексте соотнесения первых глав книги Бытия с данными современной науки. 

11.02. Проблема возникновения текста Шестоднева.

11.03. Проблема длительности дней творения.

11.04. Историческая уникальность библейского описания сотворения мира.

11.05. Креационизм и эволюционизм в понимании сотворения и развития мира.

11.06. Соответствие первых двух дней «шестоднева» положениям современной физики. Проблема творения из небытия, возникновения света до появления Солнца и т.п.

11.07. Соответствие третьего дня «шестоднева» положениям современной геологии и биологии.

11.08. Проблема возникновения жизни.  Креационизм и эволюционизм в понимании возникновении жизни.

11.09. Дарвиновская теория эволюции и споры вокруг неё. Эволюционизм и философские основания биологической науки. «Универсальный эволюционизм» как парадигма современной науки.

11.10. Этические следствия эволюционного учения.

11.11. «Теистический эволюционизм».

11.12. Творение человека «по образу и подобию Бога» и современная антропология.

Неделя 12. Раздел VII. Часть 1.  Проблема существования и бессмертия души

12.1. Проблема  существования души, методы доказательства ее существования.

12.2. Опытное доказательство существования души: самопознание, тождество личности. Проблема взвешивания души. Свидетельства больных, переживших клиническую смерть.

12.3. Философские аргументы, обосновывающие существование души: от способности к познанию и самопознанию, от свободной воли и нравственной ответственности, от жизни.

12.4. Современные теории: редуктивный эпифеноменализм,  элиминативный материализм, дуализм и др. Трудная проблема сознания.

12.5. Бестелесность души как основной аргумент в защиту ее бессмертия.

12.6. Доказательства бессмертия души в истории философии (Платон, Плотин, св. Григорий Неокесарийский, преп. Максим Исповедник, Фома Аквинский, Лейбниц).

Неделя 13. Раздел VII. Часть 2. Отношение христианства к человеческому телу

13.07. Важность телесной жизни для спасения человека, догматические основания для этого - воплощение Иисуса Христа, воскресение из мертвых.

13.08. Уникальность христианства как религии, объясняющей смысл земной жизни человека, самопротиворечивость всех остальных религий.

13.09. Значение тела в реализации главной заповеди христианства – любви к человеку.

13.10. Необходимость заботы о телесном здоровье

13.11. Критика манихейского учения о теле как источнике зла.

13.12. Мнения отцов Церкви о теле и телесном здоровье (Климент Александрийский, свт. Василий Великий, преп. Максим Исповедник, авва Фалассий).

13.13. Пост и здоровье.

13.14. Богословский смысл заботы о теле в христианстве.

Неделя 14. Раздел VII. Часть 3. Проблема свободы человека. Вопрос о смысле страдания праведников (теодицея).

14.1. Современные научные представления о свободе человека (физика и биология).

14.2. Свобода как выбор и свобода как независимость.

14.3. Свобода и грехопадение.

14.4. Полемика блаж. Августина и Пелагия.

14.5. Учение преп. Максима Исповедника о двух волях в человеке: природной и греховной (гномической).

14.6. Свобода и предопределение.

14.7. Что означает выражение «раб Божий»?

14.8. Смысл монашеского обета послушания как отказа от своей свободы.

14.9. Свобода и познание истины. Свобода и необходимость.

14.10. Свобода и благодать.

14.11. Суть проблемы теодицеи, ее сложность и актуальность.

14.12. Христианское решение проблемы: причина зла - в относительной самостоятельности тварного мира, свободной воле человека и первородном грехе.

14.13. Онтологический смысл грехопадения Адама и Евы и необходимости страданий в падшем мире.

14.14. Онтологический смысл страданий Иисуса Христа и искупления Им грехов человечества.

14.15. Смысл страданий праведников, детей, невинных людей. Причины, по которым Бог попускает страдания.

Неделя 15. Раздел VIII. Часть 1. Историческая апологетика

15.01. Уникальность Библии.

15.02. Доказательство историчности ветхозаветных событий: археологические данные, кумранские рукописи, тщательная методика переписывания Ветхого Завет в древности как гарантия подлинности текста.

15.03. Свидетельства нецерковных историков о Христе (Иосиф Флавий, Тацит, Плиний Младший, Светоний).

15.04. Историчность евангельских событий. Надежность Евангелий как исторических документов.

15.05. Критика учений о «естественности» воскресения Христа (обморок и т.п.).

15.06. Проповедь апостолов, мученичество и др. события христианской Церкви как доказательства реальности евангельских событий.

15.07. «Туринская плащаница».

Education results

Знания, умения, навыки, которые слушатели получат на курсе

- знания в области религиозной философии, истории науки и христианского богословия, о месте и значении науки и религии в истории человечества;

- знание об основных богословских проблемах, возникающих при анализе философских и естественнонаучных дисциплин;

- понимание взаимосвязи различных видов научного и философского знания с христианским богословием;

- знание места и значения христианского богословия в общей философской, научной и культурной традиции;

- понимание причин возникновения атеистических решений различных проблем и их логическую уязвимость.

- умение решать проблемы при столкновении научных и богословских концепций.

- владение основными способами решения задач в религиозной философии.

Formed competencies

Курс направлен на формирование общекультурных компетенций компетенций:

ОК-1 - способность анализировать научные проблемы, использовать на практике фундаментальные знания, полученные в области естественных и гуманитарных наук;

ОК-2  - способность осваивать новые проблематику, терминологию, методологию и овладевать научными знаниями, владением навыками самостоятельного обучения;

ОК-3 - способность выбирать цели своей деятельности и пути их достижения, прогнозировать последствия научной, производственной и социальной деятельности;

ОК-4 - способность логически точно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, формулировать свою точку зрения, владением навыками ведения научной и общекультурной дискуссий;

ОК-5 - способность понимать значение информации в развитии современного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в сфере обмена и хранения информации, и выполнять основные требования информационной безопасности.

Курс направлен на формирование профессиональных компетенций:  

ПК-6 - способность представлять результаты собственной деятельности с использованием современных средств, ориентируясь на потребности аудитории, в т.ч. в форме отчетов, презентаций, докладов.

Education directions

Лега Виктор Петрович

Кандидат богословия, доцент
Position: Руководитель департамента культурологии, доцент

Similar courses