up

Религия и наука: христианская апологетика

  • Russian

    course language

  • 17 weeks

    course duration

  • от 4 до 5 часов в неделю

    needed to educate

  • 2 credit points

    for credit at your university

About

Учебная дисциплина «Религия и наука: христианская апологетика» представляет собой краткое изложение основных проблем, возникающих при попытке осмысления некоторых положений христианства с философской и научной точек зрения. Так, в курсе будут рассмотрены проблемы доказательств бытия Бога, отношения веры и разума, взаимоотношения науки и Церкви в различные века.

Format

В состав курса входят видео-лекции на русском языке продолжительностью 10-25 минут, материалы для самостоятельного изучения пользователями, задачи для самостоятельного решения.

Разделы курса завершаются тестами на понимание материала.

  1. Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2004
  2. Коллинз Ф. Доказательство Бога: аргументы ученого. М., 2008.
  3. Лега В.П. Современные проблемы философии религии: учебное пособие. М.: Изд-во МГЛУ, 2013.
  4. Мумриков О., свящ. Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект. М., 2013.
  5. Мюррей М., Рей. М. Введение в философию религии. М., 2010
  6. Новое естественное богословие / под ред. У. Крейга и Дж. Морленда. М., 2009
  7. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 2013.

Requirements

Курс рассчитан на круг участников, ознакомленных с основами философии, общей физики и главных положений христианства.

Course program

Курс состоит из 8 разделов:

Неделя 1. Раздел I. Сущность и возникновение религии

1.1. Что такое религия. Гипотезы (Цицерон, Лактанций, блаж. Августин).

1.2. Определение религии. Необходимые элементы религии.

1.3. Религиозно-философские учения (пантеизм, деизм).

1.4 Квазирелигии и псевдорелигии.

1.5. Возниконовение религии. Просветительская концепция (Гольбах).

1.6. Позитивистская концепция (Конт). Учение Фейербаха.

1.7. Марксистская концепция.

1.8. Фрейд о возникновении религии.

1.9. Эволюционистская концепция. Современная научная концепция.

1.10. Прамонотеизм. Сравнение христианской и научной концепций.

Неделя 2. Раздел II.  Вера и разум

2.1. Необходимость решения проблемы веры и разума для обоснования христианской апологетики

2.2. «Верую, чтобы понимать» (Климент Александрийский, блаж. Августин, Ансельм Кентерберийский),

2.3. «Понимаю, чтобы верить», «Верую, ибо абсурдно»

2.4. Ап. Павел и отцы Церкви о вере.

2.6. «Пари» Паскаля. Теодицея Лейбница. Вера превышает разум.

2.7. Преп. Максим Исповедник о вере. А.И. Бриллиантов об отличии православного и католического понимания веры.

2.8. Философы XIX-XX вв. о вере.

Неделя 3. Раздел III. Часть 1.  Доказательства бытия Бога. Религиозно-опытное и историческое доказательства.

3.1. Специфика доказательств бытия Бога.

3.2. Методы доказательств бытия Бога. Классификация. Априорные и апостериорные доказательства.

3.3. Религиозно-опытное доказательство. Примеры религиозного опыта: апостол Павел, Плотин, Блез Паскаль.

3.4. Уильям Джеймс «Многообразие религиозного опыта».  

3.5. Современные научные нейро-физиологические исследования религиозного опыта.

Неделя 4. Раздел III. Часть 2.  Онтологическое доказательство бытия Бога

4.1. Онтологическое доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского. Основа доказательства.

4.2. Формулировка Бонавентуры. Формулировка онтологического аргумента Декартом.

4.3. Критика доказательства Кантом. Критика Гегелем кантовских опровержений.

4.4. Федор Голубинский, еп. Михаил Грибановский, С. Франк.

4.5. Онтологическое доказательство в западной мысли XX века.

4.6. Всемогущ ли Бог?

4.7. Может ли Бог сделать бывшее небывшим?

Неделя 5. Раздел III. Часть 3.  Нравственное доказательство бытия Бога

5.1. Докантовская формулировка. Понятие совести.

5.2. Нравственный закон. Мораль.

5.3. Биологическая и социальная гипотеза возникновения морали.

5.4. В.С. Соловьев о стыде как основе морали.

5.5. Кантовский вариант. Первый постулат - свобода. Автономная и гетерономная воля.

5.6. Кантовский вариант. Долг. Категорический императив. Совесть.

5.7. Кантовский вариант. Высшее благо. Второй постулат – бессмертие души.

5.8. Кантовский вариант. Третий постулат - бытие Бога. Источник морали.

5.9. Критика Канта.

Неделя 6. Раздел III. Часть 4.  Космологическое доказательство бытия Бога

6.1. Космологическое доказательство бытия Бога в античности.

6.2. Фома Аквинский.

6.3. Следствие рассуждений Фомы Аквинского.

6.4. Три варианта космологического доказательства.

6.5. Развитие космологического доказательства бытия Бога.

6.6. «Космологический парадокс». Гипотеза Фридмана.

6.7. Идея возникновения Вселенной.

Неделя 7. Раздел III. Часть 5.  Телеологическое доказательство бытия Бога

7.1. Телеологическое доказательство бытия Бога в античности

7.2. Отцы Церкви о познании Бога из красоты материального мира

7.3. История доказательства. Лейбниц. Кант. Лаплас.

7.4. Примеры из современных наук - антропный принцип.

7.5. Примеры из современных наук - тонкая настройка Вселенной.

7.6. Примеры из современных наук - возникновение жизни.

7.7. Предпосылки концепции "разумного замысла".

7.8. Концепция "разумного замысла".

Неделя 8. Раздел IV. Часть 1.  Наука и христианство в первом тысячелетии и в эпоху схоластики

8.1. Отношение отцов Церкви к античной науке.

8.2. Представления о форме Земли.

8.3. Научные взгляды богословов в эпоху патристики.

8.4. Отсутствие преследований за научные исследования в Средние века.

8.5. Аверроистский кризис и его преодоление Фомой Аквинским.

8.6. Оживление занятия естественными науками в XIII веке.

8.7. Мыслители XIV века.

Неделя 9. Раздел IV. Часть 2.  Возникновение современной науки и христианство

9.1. Возникновение современной науки в XVI-XVII вв. из христианских и философских положений.

9.2. Аристотель и Галилей.

9.3. Постулаты, лежащие в основе современной науки. Математичность современной науки.

9.4. Экспериментальность современной науки.

9.5. Галилей.

9.6. Столкновение аристотелизма и платонизма. Бесконечность Вселенной.

9.7. Отличие галилеевской науки от аристотелевской.

9.8. Законы природы.

9.9. Главный вопрос, которые ставят ученые XVII века.

Неделя 10. Раздел IV. Часть 3. Причины возникновения современной науки в ХVII веке.

10.1. Роль Реформации в возникновении науки.

10.2. Становление буржуазного способа производства и его роль в возникновении науки.

10.3. Практическая магия.

10.4. Разделение естественного и искусственного.

10.5. Револючия в астрономии. Николая Коперник.

10.6. Мироустройство в древности.

10.7. Реакция христианского мира на появление гелиоцентрической модели Коперника.

10.8. Ученые и христианство (15-18 века).

10.9. Ученые и христианство (19-20 века).

Неделя 11. Раздел V. Часть 1.  Христианское учение о чудесах.

11.1. Проблема определения чуда. Богословское, атеистическое определения.

11.2. Спор Лейбница и Кларка по вопросу о чудесах.

11.3. Чудо как событие, противоречащее законам природы.

11.4. Чудеса как проявление других законов.

11.5. Теорема Геделя о неполноте. Роль веры в Бога в возникновении совр. науки.

11.6. Примеры чудес уникальные (в тч евангельские) и постоянно действующие.

11.7. Жизнь как чудо с точки зрения физики.

11.8. Зачем нужны чудеса. Чудо как знамение. Чудо и свобода.

Неделя 12. Раздел VI. Часть 1.  Библия и наука. «Шестоднев» и его толкование

12.1. Проблема возникновения текста Шестоднева.

12.2. Проблема длительности дней творения.

12.3. Соответствие первого дня «шестоднева» положениям современной физики. Проблема начала мира.

12.4. Проблема творения из небытия, возникновения света до появления Солнца и т.п.

12.5. Второй, третий дни Творения. Проблема творен. из небытия. Соотв-ие полож-ям современной геологии и биологии.

12.6. Проблема возникновения жизни. Четвёртый день Творения. 

12.7. Пятый и шестой дни Творения. Креационизм и эволюционизм в понимании возникновении жизни. 

12.8. Дарвиновская теория. Универсальный эволюционизм. Этические следствия эволюционного учения. Теистический эволюционизм. Творение человека по образу бога.

Неделя 13. Раздел VII. Часть 1.  Проблема существования и бессмертия души

13.1. Проблема  существования души, методы доказательства ее существования.

13.2. Опытное доказательство существования души: самопознание, тождество личности. Проблема взвешивания души. Свидетельства больных, переживших клиническую смерть.

13.3. Опытное доказательство существования души: взвешивание души.

13.4. Теоритические доказательства существования души.

13.5. Мышление, самопознание. Рассуждения о бессмертие человеческой души. 

13.6. Свобода и жизнь как свойство души.

Неделя 14. Раздел VII. Часть 2. Отношение христианства к человеческому телу

14.1 Аргументы внутренней противоречивости христианства. Богословские положения. Манихейство.

14.2 Критерий любви к Богу. Притча о милосердном самарянине.

14.3 Значение тела в реализации главной заповеди христианства – любви к человеку. Догмат о воскресении в телах.

14.4 Мнение отцов Церкви о телесном здоровье (о физкультуре, о посте). Необходимость заботы о телесном здоровье.

Неделя 15. Раздел VII. Часть 3. Проблема свободы человека. Вопрос о смысле страдания праведников (теодицея).

15.1. Проблема существования свободы. Что такое свобода.

15.2. Есть ли свобода.

15.3. Материализм(2 решения). Квантовый индетерминизм.

15.4. Биологическое объяснение свободы.

15.5. Свобода как выбор и свобода как независимость.

15.6. Полемика блаж. Августина и Пелагия.

15.7. Свобода енсть познанная необходимость.

15.8. Учение преп. Максима Исповедника о двух волях в человеке.

15.9. Свобода и благодать. Свобода и предопределение.

15.10. Свобода и рабство Богу.

15.11. Проблема Теодицеи.

15.12. Метафизическая причина зла.

15.13. Притча о том, что Бога нет. Причина зла-свободная воля.

15.14. Физическое зло.

15.15. Онтологический смысл грехопадения.

15.16. Смысл страданий.

15.17. Почему Бог попускает страдания.

15.18. Страдания дают свободу. Добровольность страданий.

Неделя 16. Раздел VIII. Часть 1. Историческая апологетика

16.1. Историчность ветхозаветных и евангельских событий.

16.2. Рассмотрение Евнгелия как достоверного исторического свидетельства.

16.3. Свидетельства нецерковных историков о Христе.

16.4. Критика учений о «естественности» воскресения Христа.

16.5. Проповедь апостолов.

16.6. Туринская плащаница.

Education results

Знания, умения, навыки, которые слушатели получат на курсе

- знания в области религиозной философии, истории науки и христианского богословия, о месте и значении науки и религии в истории человечества;

- знание об основных богословских проблемах, возникающих при анализе философских и естественнонаучных дисциплин;

- понимание взаимосвязи различных видов научного и философского знания с христианским богословием;

- знание места и значения христианского богословия в общей философской, научной и культурной традиции;

- понимание причин возникновения атеистических решений различных проблем и их логическую уязвимость.

- умение решать проблемы при столкновении научных и богословских концепций.

- владение основными способами решения задач в религиозной философии.

Formed competencies

Курс направлен на формирование общекультурных компетенций компетенций:

ОК-1 - способность анализировать научные проблемы, использовать на практике фундаментальные знания, полученные в области естественных и гуманитарных наук;

ОК-2  - способность осваивать новые проблематику, терминологию, методологию и овладевать научными знаниями, владением навыками самостоятельного обучения;

ОК-3 - способность выбирать цели своей деятельности и пути их достижения, прогнозировать последствия научной, производственной и социальной деятельности;

ОК-4 - способность логически точно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, формулировать свою точку зрения, владением навыками ведения научной и общекультурной дискуссий;

ОК-5 - способность понимать значение информации в развитии современного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в сфере обмена и хранения информации, и выполнять основные требования информационной безопасности.

Курс направлен на формирование профессиональных компетенций:  

ПК-6 - способность представлять результаты собственной деятельности с использованием современных средств, ориентируясь на потребности аудитории, в т.ч. в форме отчетов, презентаций, докладов.

Education directions

Лега Виктор Петрович

Кандидат богословия, доцент
Position: Руководитель департамента культурологии, доцент

Similar courses