наверх

История и философия науки и технологии

18 февраля - 25 июня 2019 г.
Старт через 63 дня
153 дня
До конца записи
  • 6 недель

    длительность курса

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Цель учебной дисциплины - формирование компетенций, связанных с применением базовых знаний в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении вопросов разработки и эффективного внедрения инновационных индустриальных технологий.

Задачи дисциплины:

Дать знания о развитии техники и технологии металлургии во взаимосвязи с историей цивилизации, начиная с древнейших времён до настоящего времени.

Изложить современные представления о закономерностях возникновения и развития металлургического производства.

Сформировать представления о роли ресурсов металлов в формировании государственной и общественной структуры стран и народов в различные исторические эпохи.

Дать знания о становлении основ научной металлургии, этимологии основных металлургических терминов.

Изучить индустриальное наследие цивилизации и историю развития специальности во взаимосвязи с социально-политической историей общества.

Дать знания, позволяющие успешно ориентироваться в экологических, социальных и психологических вопросах, связанных с последствиями реализуемых инженерных решений, на конкретных исторических примерах.

Сформировать представления о канонах профессиональной этики.

Ознакомить с особенностями передачи знаний и организацией систем образования, причинами их обновления в истории человечества.

Сформировать у студентов интерес к фундаментальным знаниям, стимулирующий потребность к научным оценкам явлений природы, исторических событий и фактов окружающего мира.

О курсе

При прохождении курса студенты получают сумму знаний комплексного технического, гуманитарного, естественнонаучного характера, что существенно повышает степень усвоения пройденного материала и вырабатывает у студентов высокую мотивацию к овладению профессиональными навыками с первого года обучения.

Содержание курса органически синтезируют вопросы методологии и истории науки и техники, показывают их взаимосвязь и взаимовлияние. В материалах курса излагаются принципиальные положения истории науки и техники на основе сочетания социально-культурного, экономического, экологического и других подходов с использованием результатов исторических и иных исследований научно-технического развития человечества.

При подготовке методического обеспечения курса были использованы научные достижения последних десятилетий в археологической металлургии, истории техники, практической археологии, а также других отраслях современной исторической науки и музейного дела.

Формат

Еженедельные занятия будут включать:

просмотр тематических видео-лекций;

изучение иллюстрированных текстовых материалов с анализом мирового опыта организации экологически безопасного функционирования и развития современных городов и мегаполисов;

2х 2-3 вопроса на самопроверку усвоения теоретического материала;

выполнение многовариантных тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов;

выполнение комплекса расчетных учебных заданий разного уровня сложности.

Предусмотрено промежуточное контрольное тестирование по каждому разделу курса и итоговое контрольное тестирование по всему содержанию курса с автоматизированной проверкой результатов.

Программа курса

Раздел 1. Философия техники и индустриальное наследие 

  • Философия техники: термины и определения
  • Обзор истории инженерного образования
  • Музеи техники
  • Заповедники промышленности

Раздел 2. Философия техники и индустриальное наследие (продолжение)

  • Индустриально-археологические парки
  • Музеи будущего и современные методы исторических исследований
  • Воссоздание исторического индустриального ландшафта.

Раздел 3. Компьютерное моделирование объектов индустриального наследия

  • Доменная печь Лиенсхютте (Lienshytte blast-furace)
  • Железоделательный завод Энгельсберг (Engelsbergs bruk)
  • Анимация сыродутного процесса по описанию и зарисовкам середины XIX в.
  • Анимация работы горных машин по гравюрам XVI в.
  • Вагранка Реомюра
  • Лаборатория Генри Бессемера

Раздел 4. Предыстория науки и техники

  • Хронология цивилизации
  • Археохронология
  • Неолитическая революция
  • Минералы меди и железа

Раздел 5. Зарождение металлургии

  • Основные закономерности
  • Первые металлургические технологии
  • Ювелирное искусство
  • Мышьяковая бронза
  • Оловянная бронза

 

Результаты обучения

В результате изучения дисциплины обучающийся должен (проектируемые результаты освоения):

Знать:

  • закономерности развития металлургических технологий в социально-политическом и историко-географическом континууме;

  • формирование методологии научных исследований на базе развития представлений о природе металлов и сплавов;

  • глобальные проблемы окружающей среды и принципы устойчивого развития человечества.

Уметь:

  • проводить расчеты расходных коэффициентов шихтовых материалов и продуктов металлургических процессов  для основных технологических схем производства металлов, применявшихся в истории цивилизации, и делать выводы об эффективности этих технологических схем;

  • анализировать объективные и субъективные факторы, оказавшие решающее влияние на внедрение новых металлургических технологий в конкретных историко-географических условиях;

  • обосновывать целесообразность принятия инженерных решений с позиций учета их экологических, социальных и психологических последствий;

  • систематизировать накопленный опыт индустриального наследия цивилизации для прогнозирования главных направлений развития металлургической техники и технологий;

  • анализировать роль металлургической техники и технологии с позиций ее участия в формировании исторической социо-культурной среды;

  • прогнозировать последствия профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов;

  • пользоваться научной, справочной и нормативной литературой в сфере истории  техники.

Владеть:

  • методами самостоятельной работы со специальной исторической литературой, горнометаллургическими словарями, графикой;

  • технологиями самостоятельной работы с электронными базами по конкретным объектам, входящим в мировое и отечественное индустриальное наследие;

  • навыками поиска и обработки информации о металлургических понятиях и терминах, применявшихся в различные исторические эпохи, их этимологии и трансформации в основных технических языках мира;

  • навыками поиска и обработки информации из архивных материалов и экспозиций по истории металлургической техники и технологии.

Формируемые компетенции

Дисциплина «История и философия науки и техники» вносит вклад в формирование следующих компетенций

ОК-1 - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-2 - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности

ОК-4 - способность анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы;

ОК-8 - способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеть культурой мышления

ОК-12 - владение правовыми и нравственными нормами экологического поведения

ОК-21 - владение культурой безопасности, экологическим сознанием и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности

ОК-22 - понимание проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека

ОК-23 - владение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества

ПК-10 - готовность применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды

ПК-12 - умение осуществлять выбор материалов для изделий различного назначения с учетом эксплуатационных требований и охраны окружающей среды

ПК-17 - готовность применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды

ПК-18- готовность применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере

Направления подготовки

08.00.00 Техника и технологии строительства 080100.62 Экономика 080200.62 Менеджмент 081100.62 Государственное и муниципальное управление 130101.65 Прикладная геология 131000.62 Нефтегазовое дело 140400.62 Электроэнергетика и электротехника 141100.62 Энергетическое машиностроение 150400.62 Металлургия 151600.62 Прикладная механика 151900.62 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств 22.00.00 Технологии материалов 220700.62 Автоматизация технологических процессов и производств 221400.62 Управление качеством 222000.62 Инноватика 230400.62 Информационные системы и технологии 231000.62 Программная инженерия 240100.62 Химическая технология 240700.62 Биотехнология 270800.62 Строительство 280700.62 Техносферная безопасность

Черноусов Павел Иванович

Кандидат технических наук
Должность: доцент кафедры «Энергоэффективных и ресурсосберегающих промышленных технологий»

сертификат об окончании курса

Сертификат

Сертификат участника обычно выдается при достижении 60% от общего рейтинга при условии сдачи работ до жесткого дедлайна. Сертификат с отличием, как правило, выдается при достижении 90% от общего рейтинга при условии сдачи работ до мягкого дедлайна.