course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
for studying
Курс является базовой дисциплиной в техническом образовании. Разделы онлайн-курса закладывают знания, необходимые при дальнейшем изучении специальных дисциплин студентов инженерных направлений. В различных разделах курса рассматриваются общие понятия и фундаментальные основы информатики, технические основы ЭВМ, прикладные офисные пакеты. Особое внимание уделяется вопросам алгоритмизации и программирования, работе с базами данных, системной и программной инженерии, основам информационной безопасности. Отдельно рассматриваются вопросы представления графической информации. Особое место в курсе отведено робототехнике и вопросам искусственного интеллекта. Прикладной интерес также представляют разделы, посвященные информационному обеспечению научных исследований, автоматизации научных исследований, а также связи информатики с современными образовательными технологиями.
Онлайн-курс охватывает как классический материал, так и новые перспективные направления. Курс формирует у обучающегося целостное представление о состоянии информационных технологий на современном этапе развития общества.
Курс читают преподаватели кафедр АПД, АСУ и ИК Института ИТАСУ НИТУ МИСИС, преподаватели других ВУЗов, таких как: МГТУ им. Н. Э. Баумана, ВШЭ, а также специалисты из Лаборатории робототехники ПАО «Сбербанк» и компании Celado AI, специализирующейся на решениях в области искусственного интеллекта.
Уроки онлайн-курса содержат теоретический и демонстрационный материал, примеры решения задач, задания на понимание темы. Полученные при изучении онлайн-курса знания необходимы при освоении различных технических специальностей, а также уверенного ощущения себя специалистом в широком круге прикладных областей, идущим в ногу со временем.
РУТ (МИИТ) (кафедра Вычислительные системы, сети и информационная безопасность) рекомендовал онлайн-курс для использования в учебном процессе, отметив, что курс является академически проработанным, актуальным и соответствует требованиям, предъявляемым к результатам обучения образовательных программ, реализуемых в вузах.
Реценция МИИТ
Присоединяйтесь к Telegram-каналу Онлайн-курсы НИТУ МИСИС или пишите на openedu@misis.ru. Мы ответим на все ваши вопросы.
В состав курса входят видео-лекции продолжительностью 6-13 минут, материалы для самостоятельного изучения пользователями, анимационные ролики с инфографикой, видеозаписи.
Разделы курса завершаются тестами на понимание материала (10-15 вопросов).
Онлайн-курс предусматривает итоговое контрольное тестирование по всему содержанию с автоматизированной проверкой результатов.
• Информатика. Базовый курс : учеб. пособие / Г. В. Алехина [и др.] ; под ред. Г. В. Алехиной. - 2-е изд. - Москва : МФПА, 2010. - 730 с.
• Информатика и информационные технологии : учеб. пособие / И.Г. Лесничая [и др.] ; под ред. Ю.Д. Романовой. - Москва : Эксмо, 2005. - 544 с.
• Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для бакалавров / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2013. - 378 с.
• Макарова, Н.В. Информатика: учеб. для вузов (Стандарт третьего поколения) / Н.В. Макарова, В.Б. Волков. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 576 с.
• Основы информатики: учеб. для вузов / Л.А. Малинина, В.В. Лысенко, М.А. Беляев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 352 с.
Для успешного освоения онлайн-курса слушателю желательно владеть основными знаниями из школьного курса математики и информатики, а также владеть персональным компьютером на уровне уверенного пользователя
Раздел 1. Информатика на современном этапе
Неделя 1
Урок 1. Понятие об информации. Переосмысление понятия информации в эпоху цифровой экономики
Урок 2. Информатика в конвергенции технологий. Понятие о предметной области с точки зрения информатики
Урок 3. Информационные процессы. Хранение. Передача. Обработка
Урок 4. Понятие об интерфейсе
Урок 5. Понятие об автоматическом и автоматизированном
Урок 6. Организация ввода, вывода. Нейроинтерфейсы. Голосовой ввод. Скоростной ввод с клавиатуры
Раздел 2. Фундаментальные основы информатики
Неделя 2
Урок 1. Дискретное и непрерывное
Урок 2. Способы представления информации в компьютере
Урок 3. Системы счисления
Урок 4. Программный принцип управления компьютером. Программа, команда, ис-полнитель, пример выполнения программы на машинном язык
Урок 5. Понятие алгоритма: определение, свойства, пример алгоритма. Язык про-граммирования
Урок 6. Понятие о структурном подходе к разработке алгоритмов. Типовые структуры алгоритма: схемы и описание
Урок 7. Этапы решения задач на компьютере
Раздел 3. Технические основы ЭВМ
Неделя 3
Урок 1. Архитектура ЭВМ. Процессор. Память. Виды памяти. Взаимодействия ком-плектующих
Урок 2. Процессор. Элементная база. Алгоритм работы
Урок 3. Оперативная память. Кеш-память
Урок 4. Внешняя память. Размещение информации на внешних носителях
Урок 5. Периферийные устройства и интерфейсы
Урок 6. Сети. Сетевое оборудование и протоколы
Раздел 4. Офисные пакеты
Неделя 4
Урок 1. Проблемы уровня компьютерной грамотности населения
Урок 2. Офисные пакеты как основа базового уровня компьютерной подготовки
Урок 3. Переосмысление офисных пакетов в свете облачных технологий
Урок 4. Power Point и Presentation
Урок 5. Средства визуализации в Excel
Раздел 5. Алгоритмизация и программирование
Неделя 5.1
Урок 1. Введение в программирование
Урок 2. Переменные
Урок 3. Ветвления
Урок 4. Циклы
Урок 5. Массивы
Урок 6. Создание экспертной системы
Неделя 5.2
Урок 1. Введение в алгоритмизацию и программирование
Урок 2. Программы циклической структуры
Урок 3. Циклы по условию
Урок 4. Типы данных. Ввод и вывод данных
Урок 5. Разветвления. Циклы и разветвления
Урок 6. Одномерные массивы
Урок 7. Типовые алгоритмы обработки одномерных массивов
Урок 8. Практическое применение рассмотренных алгоритмов
Раздел 6. Базы данных
Неделя 6
Урок 1. Данные и метод доступа к данным
Урок 2. Модели данных. Современные СУБД (реляционные, объектно-ориентированные, иерархические)
Урок 3. Проектирование БД: концептуальный этап. Часть 1
Урок 3. Проектирование БД: логический этап и нормализация. Часть 2
Урок 4. Реляционная алгебра. Общие операции: объединение, пересечение, разность, декартово произведение. Часть 1
Урок 4. Реляционная алгебра. Специальные операции: соединение, ограничение, про-екция, деление. Часть 2
Урок 5. Практика. Физический этап проектирования БД (запросы DDL на языке SQL). Часть 1
Урок 5. Практика. Манипулирование данными (запросы DML на языке SQL). Часть 2
Урок 6. Транзакции и уровни изоляции. Журнализация и архивирование
Урок 7. Информационная безопасность БД
Раздел 7. Введение в Интернет-технологии
Неделя 7
Урок 1. Технические основы сети Интернет
Урок 2. Основы разработки WEB-сайтов. Часть 1
Урок 3. Основы разработки WEB-сайтов. Часть 2
Урок 4. Социальные сети. Часть 1
Урок 5. Социальные сети. Часть 2
Урок 6. Электронная коммерция
Урок 7. Организация информации в сети Интернет. Поиск информации. Элементы SEO
Урок 8. Понятие о цифровом двойнике
Раздел 8. Основы информационной безопасности
Неделя 8
Урок 1. Информация и информационная безопасность. Основные понятия и определения информационной безопасности (ИБ) и защиты информации (ЗИ). Часть 1
Урок 1. Информация и информационная безопасность. Основные понятия и определения информационной безопасности (ИБ) и защиты информации (ЗИ). Часть 2
Урок 2. Угрозы ИБ
Урок 3. Методы и средства ЗИ. Уровни ИБ
Урок 4. Формальные средства ЗИ: технические и программные
Урок 5. Современные вопросы организации политики ИБ
Урок 6. Рекомендации к организации защиты информации
Раздел 9. Системная и программная инженерия
Неделя 9
Урок 1. Знакомство со сложными системами
Урок 2. Знакомство с предметной областью
Урок 3. Введение в IT-решения
Урок 4. Жизненный цикл и программная инженерия
Урок 5. Моделирование бизнес-процессов
Урок 6. Проектирование информационного обеспечения
Урок 7. Проектирование программного обеспечения
Урок 8. Жизненный цикл и методологии разработки
Раздел 10. Графическая информация
Неделя 10
Урок 1. Графическая информация и компьютерная графика
Урок 2. Кодирование графической информации
Урок 3. Введение в растровую графику
Урок 4. Введение в 3D-графику
Урок 5. Графика и визуализация
Урок 6. Анимация и интерактив
Урок 7. Знакомство с виртуальной реальностью
Урок 8. Графика и графический интерфейс
Урок 9. Компьютерная графика в автоматизации проектирования
Раздел 11. Введение в PLM-системы
Неделя 11
Урок 1. История понятия ЖЦ изделия. Цели внедрение PLM
Урок 2. Жизненный цикл с позиции стандарта ISO9001
Урок 3 Система управления данными об изделии
Урок 4. Понятие о цифровом производстве
Урок 5. Применение технологий IIoT для сквозного управления изделием на всем его жизненном цикле
Урок 6. Подсистемы. PLM-системы, примеры PLM-систем, развитие PLM-систем
Раздел 12. Искусственный интеллект
Неделя 12
Урок 1. Понятие об искусственном интеллекте
Урок 2. Интеллектуальные способности человека
Урок 3. Модели интеллекта
Урок 4. Биологические аналогии в интеллектуальных системах
Урок 5. Реализация искусственного интеллекта. Экспертные системы. Нейронные сети
Раздел 13. Информационное обеспечение научных исследований
Неделя 13
Урок 1. Объект и предмет информатики и информационных технологий как области науки
Урок 2. Понятие об автоматизации научных исследований
Урок 3. Поиск научной информации. Информационные системы поиска и обработки научной и патентной информации
Урок 4. Компьютерное моделирование как метод исследования
Урок 5. Применение методов информатики для получения новых знаний
Урок 6. Применение АСНИ при планировании, организации и проведении научного эксперимента
Раздел 14. Информатика и образование
Неделя 14
Урок 1. Информационные технологии в образовании
Урок 2. Научная информация
Урок 3. Технологии дистанционного обучения
Урок 4. Индивидуальные траектории обучения
Урок 5. Компьютерные симуляторы в обучении
Урок 6. Обратная связь в образовании
Бонусный раздел от Лаборатории робототехники ПАО «Сбербанк». Робототехника
Неделя 15
Урок 1. Понятие о робототехнике. Введение
Урок 2. Манипуляционная робототехника: история, барьеры и перспективы
Урок 3. Роботы в городах: как используются и почему мы их не видим вокруг
Урок 4. Люди и роботы: человеко-машинное взаимодействие
Урок 5. Виртуальные люди и цифровые аватары: как они создаются
Урок 6. Операционные системы для роботов
Урок 7. Безопасность эксплуатации роботов
В результате освоения курса у обучающихся формируются следующие компетенции:
-знает теоретические основы информатики, средства и алгоритмы представления, хранения и обработки текстовой, числовой и графической информации, принципы работы компьютера, основные типы программного обеспечения; современные языки программирования; базовые средства программирования на алгоритмическом языке высокого уровня (VBA, C#, Python); основные принципы создания пользовательского интерфейса для прикладных программ;
- понимает алгоритмы и языки программирования; современные операционные системы;
- составляет программы на алгоритмическом языке в одной из сред программирования;
- работает в современных операционных системах;
- использует текстовые процессоры и электронные таблицы;
- владеет навыками работы в сети Internet и культурой алгоритмического мышления, навыками поиска и анализа информации;
- применяет полученные теоретические знания на практике.
УК-1 Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
for studying
К.т.н., доцент
Position: Доцент кафедры ИК НИТУ МИСИС
К.т.н.
Position: Доцент кафедры АПД НИТУ МИСИС
К.э.н.
Position: Зам. зав. каф. инженерной кибернетики НИТУ МИСИС
Position: Генеральный директор компании Celado AI
Position: Ассистент кафедры АПД НИТУ МИСИС
К.т.н., доцент
Position: Доцент кафедры АСУ НИТУ МИСИС
Position: Ведущий инженер-разработчик Лаборатории робототехни-ки ПАО «Сбербанк»
Position: Руководитель направления Лаборатории робототехники ПАО «Сбербанк»
Д.т.н., проф.
Position: Зав. каф. автоматизированного проектирования и дизайна НИТУ МИСИС, академический руководитель онлайн-курса
Position: Ведущий инженер-разработчик Лаборатории робототехники ПАО «Сбербанк»
Position: Вице-президент, директор Управления исследований и инноваций ПАО «Сбербанк», директор Лаборатории робототехники ПАО «Сбербанк»
Position: Руководитель направления Лаборатории робототехники ПАО «Сбербанк»
Position: старший преподаватель кафедры АСУ МИСИС
Position: Аспирант кафедры ИК НИТУ МИСИС
К.э.н
Position: Доцент кафедры ИКНИТУ НИТУ МИСИС
Position: Ст. преподаватель кафедры ИК НИТУ МИСИС
Д.т.н., профессор
Position: Профессор, МГТУ им. Н. Э. Баумана
Position: Ведущий инженер-разработчик Лаборатории робототехники ПАО «Сбербанк»
Д.т.н., профессор
Position: Профессор кафедры АПД НИТУ МИСИС
Position: Ст. преподаватель кафедры ИК НИТУ МИСИС
К. ф.-м.н
Position: Доцент кафедры ИК НИТУ МИСИС
К.т.н.
Position: Главный инженер-разработчик Лаборатории робототехники ПАО «Сбербанк»
К.т.н.
Position: эксперт-консультант, асс., ведущий инженер кафедры ИК НИТУ МИСИС
К.т.н., доцент
Position: Доцент кафедры ИК НИТУ МИСИС
Position: Ассистент кафедры ЭИИС НИТУ МИСИС
Для получения сертификата необходимо успешно выполнить все контрольные задания и сдать итоговый тест.
Стоимость обучения на курсе - 3600 Р
The cost of passing the procedures for assessing learning outcomes with personal identification - 3600 Р.