up

Философия для инженеров и исследователей

Start date will be announced later

Start date for course enrollment has not been announced yet

  • 15 weeks

    course duration

  • from 5 to 6 hours per week

    needed to educate

  • 3 credit points

    for credit at your university

Онлайн-курс охватывает как классический, традиционный философский материал, так и представляет новые перспективные направления и/или подходы.  Курс призван формировать у обучающегося целостное и системное представление о философии.

Курс является обязательной дисциплиной базовой части ФГОС, читаемый для всех инженерных и экономических направлений. Данный онлайн-курс является базовым для естественно-научного образования. Актуальность курса достигается за счет современного и систематического изложения основных концепций и видений проблем и направлений философии.

Каждый раздел курса включает отдельный видеоурок с дискуссией и ответами на вопросы студентов, которые систематически поднимаются на очных лекциях.

About

Курс «Философия для инженеров и исследователей» предназначен для знакомства с основными направлениями философской мысли, авторами главных идей в философии и их сочинениями. Основная цель курса – развить у слушателей рационально-критическое мышление и интерес к фундаментальным знаниям, стимулировать потребность к философским оценкам действительности.

Онлайн-курс охватывает как классический материал, так и новые перспективные направления.

Курс подготовлен ведущими преподавателями и практикующими экспертами МГУ им. М.В. Ломоносова, РАНХиГС, НИТУ «МИСиС».

Особое внимание уделяется проблемам (вопросам):

  • Что такое философия, и зачем она нужна
  • История философии западного мира
  • История русской философии
  • Избранные онтологические сюжеты, или «Основной вопрос философии», материализм и идеализм как мировоззренческие системы
  • Развитие
  • Сознание
  • Познание
  • Научное познание
  • Человек
  • Общество
  • Ценности
  • Культура
  • Философия науки и техники
  • Философия о будущем.

Курс формирует способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции, способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, способность применять понятийно-категориальный аппарат философии и гуманитарных наук в профессиональной деятельности.

Format

В состав курса входят видео-уроки продолжительностью 6-10 минут, материалы для самостоятельного изучения пользователями, анимационные ролики с инфографикой.

Разделы курса завершаются тестами на понимание материала (10-15 вопросов).

  1. Гусев, Д.А. Знаменитые философы / Д.А. Гусев, П.В. Рябов. - Москва : Центр гуманитарных инициатив, 2018. - 392 с. - ISBN: 978-5-94193-067-8
  2. Гусев, Д.А. Удивительная философия / Д.А. Гусев. - Москва : ЭНАС-КНИГА, 2016. - 272 с. - ISBN: 978-5-91921-229-4
  3. Основы философии: уч. для вузов / Н.М. Сидорова, О.Д. Волкогонова; под общ. ред. В.В. Миронова. - Москва : Норма М : Форум : Инфра-М, 2018. - 480 с. - ISBN 978-5-8199-0694-1, 978-5-16-013165-8
  4. Философия. Учебник для вузов под ред. В.В. Миронова / В.В. Васильев, В.В. Миронов, П.П. Гайденко [и др.]; под общ. ред. В.В. Миронова. - Москва : Норма М. - 928 с. -  ISBN 5-89123-875-6, 2005

Requirements

Для полноценного освоения учебного материала по дисциплине студент должен использовать знания, полученные предварительно в объеме, предусмотренном программами общего среднего образования, а также знания и умения, приобретаемые в процессе изучения курса «Истории».

Course program

Раздел 1. Что такое философия, и зачем она нужна

Неделя 1

Урок 1. Является ли философия наукой?

Урок 2. Любовь к мудрости и метафизические вопросы

Урок 3. Никогда не говори «никогда» и поиск несуществующего клада

Урок 4. Быть человеком, быть самим собой и быть счастливым

Урок 5. «Перезагрузка» сознания, или, чем отличается просветление и просвещение?

Урок 6. Философия как критическое мышление и «горе от ума»

Урок 7. Проблемы и тайны, или Философия как удивление

Урок 8. Философия как «отключение» привычки

Урок 9. «Заколдованный» человек, или Философия как «знающее незнание»

Урок 10. Философия и «философоведение»

Урок 11. Дискуссия по частозадаваемым вопросам

 

Раздел 2. История философии западного мира

Неделя 2

Урок 1. Античный мир

Урок 2. Средневековая философия

Урок 3. Философия в Новое время: континентальная и островная; эмпиризм и рационализм

Урок 4. Немецкая классическая философия: от Канта до Маркса

Урок 5. Неклассический период европейской философии: от Шопенгауэра к Витгенштейну и Лакатосу. Торжество социальной философии

Урок 6. Дискуссия по частозадаваемым вопросам

 

Раздел 3. История русской философии

Неделя 3

Урок 1. Начала русского философствования

Урок 2. От Хомякова к Бердяеву и Сорокину

Урок 3. Философия в СССР: советская и антисоветская. «За чистоту марксизма»

Урок 4. Самосознание и самоидентификация России: Европейский или Азиатский путь

Урок 5. Современная русская философия: направления, проблемы, коллизии

Урок 6. Дискуссия по частозадаваемым вопросам

 

Раздел 4.Избранные онтологические сюжеты, или «Основной вопрос философии», материализм и идеализм как мировоззренческие системы

Неделя 4

Урок 1. Каковы основные разделы философского знания, и что такое онтология?

Урок 2.Что такое субстанция, и в чем заключается «основной вопрос философии»?

Урок 3. Материализм и идеализм как философские направления

Урок 4. Мировоззренческие спутники материализма

Урок 5. Мировоззренческие спутники идеализма

Урок 6. Что делать и на что надеяться? Или Пари Паскаля

Урок 7. Дискуссия по частозадаваемым вопросам

 

Раздел 5. Развитие

Неделя 5

Урок 1. Историческое развитие идеи развития

Урок 2. Хаос и порядок, упорядоченность и гармония

Урок 3. Метафизика и диалектика

Урок 4. Цикличность, круговорот, поступательность

Урок 5. Прогресс и регресс

Урок 6. Дискуссия по частозадаваемым вопросам

 

Раздел 6. Сознание

Неделя 6

Урок 1. Феномен сознания: определения, структура, психофизическая проблема

Урок 2. Мыслители прошлого о  сознании

Урок 3. Современное натуралистическое объяснение сознания

Урок 4. Эволюционный подход. Возникновение сознания и язык

Урок 5. Информационно-кибернетический подход. Трудная проблема сознания

Урок 6. Дискуссия по частозадаваемым вопросам

 

Раздел 7. Познание

Неделя 7

Урок 1. Многообразие форм духовного освоения мира

Урок 2. Субъект и объект познания

Урок 3. Этапы и формы познания

Урок 4. Истина, ее разновидности и критерии проверки

Урок 5. Принципы правильного (логичного) мышления

Урок 6. Дискуссия по частозадаваемым вопросам

 

Раздел 8. Научное познание

Неделя 8

Урок 1. Специфика и принципы научного познания

Урок 2. Основные этапы развития науки

Урок 3. Уровни и виды познания

Урок 4. Методы научного познания

Урок 5. Научное прогнозирование

Урок 6. Дискуссия по частозадаваемым вопросам

 

Раздел 9. Человек

Неделя 9

Урок 1. Человек, его природные, психические и социальные составляющие

Урок 2. Индивид, человек, личность

Урок 3. Деятельность и творчество

Урок 4. Человек среди людей

Урок 5. Понятие свободы человека и особенности её реализации

Урок 6. Дискуссия по частозадаваемым вопросам

 

Раздел 10. Общество. Часть 1

Неделя 10

Урок 1. Общество и его признаки

Урок 2. Социальные институты

Урок 3. Социальная стратификация и мобильность

Урок 4. Социализация личности

Урок 5. Политическая идеология

Урок 6. Дискуссия по частозадаваемым вопросам

 

Раздел 11. Общество. Часть 2

Неделя 11

Урок 1. Философское понимание истории

Урок 2. Смысл истории в философии

Урок 3. Мировоззренческие модели исторического процесса

Урок 4. Закономерности в истории

Урок 5. Историческое время и историческое пространство

Урок 6. Дискуссия по частозадаваемым вопросам

 

Раздел 12. Ценности

Неделя 12

Урок 1. Ценность как способ освоения мира человеком

Урок 2. Моральные и нравственные ценности

Урок 3. Религиозные ценности

Урок 4. Научные ценности

Урок 5. Эстетические ценности

Урок 6. Дискуссия по частозадаваемым вопросам

 

Раздел 13. Культура

Неделя 13

Урок 1. Социальное бытие: культура и общество

Урок 2. Культура и цивилизация

Урок 3. Природа, общество, человек, ноосфера

Урок 4. Нормы и оценки в социуме

Урок 5. Регуляторы культуры

Урок 6. Дискуссия по частозадаваемым вопросам

 

Раздел 14. Философия науки и техники

Раздел 14

Урок 1. Формы бытия науки и техники

Урок 2. Научная революция и научный кризис

Урок 3. Специфика естественных, технических, гуманитарных, социальных и точных наук

Урок 4. Этические кодексы инженерных сообществ

Урок 5. Соотношение научно-технического и социального прогресса

Урок 6. Особенности современной научной картины мира

Урок 7. Этика науки и проблема ответственности ученого

Урок 8. Дискуссия по частозадаваемым вопросам

 

Раздел 15. Философия о будущем

Неделя 15

Урок 1. Философия о космическом будущем человечества

Урок 2. Перспективы ноосферной цивилизации

Урок 3. Философские оценки трансгуманизма

Урок 4. Сценарии будущего: философский взгляд

Урок 5. Дискуссия по частозадаваемым вопросам

Education results

В результате освоения курса обучающийся достигает следующие результаты:

  • знает теоретические основы поиска, критического анализа и синтеза информации, системного подхода для решения поставленных задач;
  • осуществляет поиск, критический анализ и синтез информации;
  • применяет теоретические знания для осуществления системного подхода при решения поставленных задач;
  • знает основы социального взаимодействия, распределение ролей в команде;
  • применяет знания о работе в команде, осуществляя социальное взаимодействие и реализуя свою роль в команде;
  • знает основные особенности межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
  • применяет полученные теоретические знания о межкультурном разнообразии общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

Formed competencies

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

портрет преподавателя

Гусев Дмитрий Алексеевич

Доктор философских наук
Position: Профессор МПГУ, РАНХиГС

портрет преподавателя

Карулина Татьяна Борисовна

Кандидат философских наук, доцент
Position: Академический руководитель онлайн-курса, доцент кафедры социальных наук и технологий НИТУ «МИСиС»

портрет преподавателя

Науменко Олег Александрович

Кандидат философских наук, доцент
Position: Доцент кафедры социальных наук и технологий НИТУ «МИСИС»

портрет преподавателя

Панов Сергей Владимирович

Кандидат философских наук, доцент
Position: Доцент кафедры социальных наук и технологий НИТУ «МИСиС»

портрет преподавателя

Песьяков Сергей Алексеевич

Кандидат философских наук, доцент
Position: Доцент кафедры социальных наук и технологий НИТУ «МИСиС»

портрет преподавателя

Рудковская Маргарита Михайловна

Кандидат исторических наук
Position: Доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки РЭУ им. Г.В.Плеханова

портрет преподавателя

Суслов Алексей Викторович

Кандидат философских наук, доцент
Position: Доцент гуманитарного факультета РГСУ

Similar courses