наверх

Менеджмент качества при создании инновационных продуктов

 width=
Дату старта объявим позже

Дата начала записи на курс еще не объявлена

  • 16 недель

    длительность курса

  • от 7 до 10 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 4 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

При современной динамике рынка, в условиях жесткой конкуренции деятельность любой компании немыслима без понимания менеджерами всех уровнях этой компании основных задач по управлению качеством при создании нового продукта и его производстве. Задачи по управлению качеством и методы их решения задаются современными международными стандартами качественного управления (ИСО 9000, ИСО 14000, ИСО 45000, ИСО 31000 и др.). Понимание требований этих стандартов и знание основных методов решения, вытекающих из этих требований, являются базовыми знаниями любого современного менеджера. В условиях бурно развивающейся в настоящее время научно-технической революции все более актуальным становится понимание особенностей применения методов менеджмента качества при создании инновационных продуктов и услуг.

Освоение методологии менеджмента качества при создании инновационных продуктов актуально для специалистов в любой сфере, поскольку современные компании построили Системы менеджмента качества, в функционирование которых вовлечен каждый специалист. Крупные компании при найме специалистов требуют от них знания и понимания современного менеджмента качества, а подчас – и наличия персонального сертификата, подтверждающего подготовку специалиста по этим вопросам. В международной практике специалисты проходят обучение и аттестацию по соответствующим программам подготовки, например, по программе Certified Quality Improvement Associate (CQIA) Американского общества по качеству.   

Такие профессиональные требования к специалистам объясняются требованиями к сертификации компаний по стандартам серии ИСО-9000, другим стандартам качественного управления, что зачастую является обязательным условием выхода на международный рынок, привлечения иностранных инвестиций на предприятие. Кроме того, участие в цепочках поставки и на российском рынке также достаточно часто возможно при наличии у компании сертификата соответствия ИСО 9001, а часто и сертификата соответствия другим стандартам качественного управления.

В настоящее время в практике международного глобального рынка выстраивается единая совокупность таких стандартов – от стандартов на управление рисками ИСО 31000 до стандартов на управление качеством операционных процессов ИСО 9000, а требования таких стандартов как ИСО 14000, ИСО 45000 и т.д. рассматриваются через призму снижения соответствующих рисков операционной деятельности.

 

Программа курса «Менеджмент качества при создании инновационных продуктов» призвана дать комплексное представление о современных методах управления качеством, дать развернутое представление об их применении при создании инновационных продуктов и услуг через призму международных стандартов качественного управления во всей их совокупности, соответствует программе Certified Quality Improvement Associate (CQIA) Американского общества по качеству, соответствует требованиям Международной схемы регистрации персонала Европейской организации качества (EOQ Registration Scheme, Rules & Handbook), позволяет слушателям при необходимости сдать соответствующий квалификационный экзамен.

На основе разработанного курса может быть развернута программа повышения квалификации  120 аудиторных часов, которая будет востребована на рынке образовательных услуг.

Разрабатываемый курс может быть встроен в программы професиональной подготовки кадров различного уровня: в программы магистерской подготовки, профессиональной подготовки и переподготовки, МВА и др.

Слушатели получат представление о наиболее эффективных сценариях, методологии и практике создания и развития систем менеджмента качества, с требованиями стандартов качественного управления, в том числе семейства ИСО-9000, с практикой лучших мировых компаний в области менеджмента качества, получат четкое представление об особенностях применения этих стандартов при создании инновационной продукции и услуг.

Конкретные ситуации и деловые игры иллюстрируют важность, возможность и целесообразность использования подходов, основанных на современном менеджменте качества при создании инновационных продуктов.

 

О курсе

Задачи дисциплины:

  1. Познакомиться с основными направлениями развития современного менеджмента качества;

  2. Изучить основные принципы «качественного управления» и методов реализации этих принципов как на предприятиях – потребителях продуктов и услуг в сфере ИТ, так и в ходе ИТ - проектов;

  3. Изучить требования стандартов серии ИСО-9000; ИСО 14000, OHSAS 18000, COSO и др. и их реализацию как на предприятиях – потребителях продуктов и услуг в сфере ИТ, так и в ходе ИТ – проектов;

  4. Научиться делать выбор способов «качественного управления» процессами проектов при проектировании и разработке информационных систем в соответствии с требованиями стандартов семейства ИСО 9000:2008;

  5. Уметь применять основные технологии менеджмента качества в ИТ-проектах.

Формат

При прохождении курса студенты будут знакомиться с короткими видеолекциями, выполнять практических заданий,  обсуждать наиболее дискуссионные вопросы на форуме.

  • «Управление качеством», Круглов М.Г., Нежурина М.И., М.: Академия ИБС-МФТИ, 2009 г.

  • «Инновационный проект: Управление качеством и эффективностью», Круглов М.Г., М.: Дело, 2008 г.

  • «Менеджмент качества как он есть», Круглов М.Г., Шишков Г.М., М.: Эксмо, 2006 г.

  • «Бизнес-процессы компании. Построение, анализ, регламентация», В. В. Репин., М.: Изд-во Стандартов, 2007 г.

  • «Иллюстрированный глоссарий по бережливому производству», под ред. Ч. Марвински и Д. Шука. М: Альпина Бизнес Букс, 2005 г.

Программа курса

Тема1.    Введение

Цели задачи курса.

Введение. Основы терминологии

Краткая история проблемы качественного управления.

Логика качественного управления

Программа Деминга

Связь инноваций и качества..

Тема 2.    Современные требования к специалистам. Квалификации в области менеджмента качества. Квалификация Certified Quality Improvement Associate (CQIA)

Стандарты деятельности специалистов

Требования к знаниям и навыкам в области менеджмента качества в стандартах деятельности ИТ- специалистов

Подготовка в области менеджмента качества. Типовые квалификации

Американская и Европейская организации в области качества. Всероссийская организация в области качества.

Тема 3.    Современные бизнес-архитектуры и организационное лидерство

Законы менеджмента

Бизнес модель компании. Особенности бизнес-моделей инновационных компаний

Оргструктура и методы ее формирования: функциональный подход, процессный подход, потоковый подход. Типовые оргструктуры

Бизнес-архитектура компании как единство оргструктуры и ИТ

Роль Высшего руководства в компании

Организационное лидерство в современных инновационных компаниях. «Дом инноваций» А.Т. Кеарни

Тема 4.    Команды в современной компании и их роль в инновационном развитии

Необходимость командной работы в современной компании

Командообразование

Роли в команде

Команды в инновационном проекте и управление ими

Тема 5.    Разработка и развертывание стратегии компании. Стратегии в области качества для инновационной продукции и услуг

Функции продукции. Инструментальные, адаптивные, репрезентативные, интегративные функции. Технический уровень.

Функциональные, эксплуатационные требования, требования по безопасности продукции. Аспекты продукции в цепочках поставки и их ценность. Отличие инновационной продукции в аспекте гарантии приемлемости рисков применения. Три подхода к созданию приемлемости рисков применения для инновационной продукции.

Качество как отношение ценности и стоимости

Типовые стратегии в области качества для инновационной продукции и услуг

Стратегии устойчивого развития компаний

Менеджмент целей. Основные методики менеджмента целей. Система сбалансированных показателей. Хошин – планирование.

Развертывание стратегии по подразделениям и процессам

Обзор материала для более эффективного прохождения теста. 1-е промежуточное тестирование

Тема 6.    Инструменты решения проблем при создании инновационной продукции и услуг

Цикл Деминга. Цикл DMAIC

Простые инструменты решения проблем

Оценка и анализ рисков. Анализ рисков применения инновационной продукции и услуг

FMEA анализ рисков изделий и процессов (FMEA – Failure Mode and Effect Analysis) как ключевой инструмент при создании инновационной продукции и услуг

Инструменты статистического анализа процессов (SPC – Statistical Process Control) Контрольные карты. Управление стабильностью ключевых характеристик инновационной продукции

Анализ затрат в процессах

Инструменты технического творчества: ТРИЗ, функционально-стоимостной и функционально- физический анализ

Современные инструменты анализа процессов. Роль технологии Big Data

Тема 7.    Управление процессами

Процессные модели организаций

Поток создания ценности в процессах

Поток работ в процессах

Информационный поток в процессах. Требования к документированию информации и их роль в обеспечении качества

Входы и выходы процессов и требования к ним

Описание процессов. Типовые нотации. BPMN и BPM - системы

Тема 8.    Измерение процессов: оценки и метрики

Результативность процессов и ее измерение

Эффективность процессов и ее измерение

Риски процессов и управление ими

Роль ИТ в повышении результативности и эффективности процессов

Анализ кейсов

Обзор материала для более эффективного прохождения теста. 2-е промежуточное тестирование

Тема 9.    Организация, сфокусированная на потребителях  (Customer-Focused Organizations)

Удовлетворенность и лояльность потребителей и их оценка

Рекомендации ГОСТ Р ИСО 10001, 10002, 10003, 10004 по управлению жалобами, рекламациями и оценке удовлетворенности потребителей

Анализ «голоса потребителя» при создании инновационных продуктов и услуг. Технология Развертывания функций качества (РФК, QFD). Связь технологии РФК и технологий технического творчества

Тема 10.    Управление цепочками поставок инновационной продукции

Организация в цепочке поставок инновационной продукции

Риски поставщика и управление ими со стороны заказчика

Оценка надежности поставщиков инновационной продукции

Современные методы управления поставщиками и ИТ

Тема 11.    Управление обучением и развитием персонала организаций

Компетенции, осведомленность и управление ими при создании инновационной продукции и услуг

Современные рамочные требования к компетенциям

Рамочные требования к компетенциям ИТ – специалистов

Профессиональная сертификация ИТ-специалистов

Тема 12.    Принципы современного менеджмента и их реализация

Качественное управление. 7 принципов качественного управления.

Особенности реализации этих принципов в инновационной компании

Стандарты качественного управления

Управление возможностями и рисками как основа современного менеджмента. Особенности такого управления в инновационной компании

Тема 13.    Управление коммуникациями в организациях и ИТ

Коммуникации в организациях. Требования к обмену информацией

Документооборот и требования к нему. Системы электронного документооборота

Межличностные коммуникации

Управление знаниями

Требования к защите информации и информационной безопасности

Тема 14.    Управление качеством проектов создания инновационной продукции и услуг

Управление качеством проектов в соответствии с рекомендациями ГОСТ Р ИСО 10006 «Менеджмент качества при управлении проектами»

Управление конфигурацией в проектах и рекомендации ГОСТ Р ИСО 10007

Особенности управления инновационными проектами. Система «шагов и ворот».

Особенности менеджмента качества в ИТ проектах. Требования ИСО 12207, стандартов ИТИЛ и Cobit

Обзор материала для более эффективного прохождения теста. 3-е промежуточное тестирование

Тема 15.    Системы менеджмента и их модели. Модель стандарта ИСО 9001-2015. Другие модели

Требования ИСО 9001:2015 и их реализация в компаниях.

Уровни развития компании. Уровень развития компании и процессы. Модель CMMI

Конкретизация требований стандарта ИСО 9001:2015 и рекомендаций проекта стандарта ИСО 9004:2016 в зависимости от уровня развития компании и уровня зрелости процессов.

Модель «делового совершенства»

Тема 16 Модели бережливого производства

История «Бережливого производства»

Основы «бережливого производства»

«Бережливое проектирование», «бережливый сервис и др.»

Модель «бережливого производства в соответствии с ГОСТ Р 56404-2015 «Бережливое производство. Требования к системам менеджмента»

Анализ кейсов

Обзор материала для более эффективного прохождения теста. 4-е промежуточное тестирование

Обзор изученного материала. Подготовка к итоговому экзамену

Итоговый экзамен

 

Результаты обучения

Целью курса является формирование у слушателей компетентностей по широкому кругу вопросов и современных методов менеджмента качества через призму международных стандартов качественного управления во всей их совокупности.

Направления подготовки

09.04.02 Информационные системы и технологии 09.00.00 Информатика и вычислительная техника Все инженерные, управленческие и экономические направления подготовки
портрет преподавателя

Круглов Михаил Геннадьевич


Должность: Профессор кафедры «Системная и программная инженерия» института Информационных бизнес систем НИТУ «МИСиС», Генеральный директор консалтинговой компании «Эксперт Индекс»

сертификат об окончании курса

Сертификат

Сертификат участника обычно выдается при достижении 60% от общего рейтинга при условии сдачи работ до жесткого дедлайна. Сертификат с отличием, как правило, выдается при достижении 90% от общего рейтинга при условии сдачи работ до мягкого дедлайна.