наверх

Методология научных исследований

Дату старта объявим позже

Дата начала записи на курс еще не объявлена

Добавить в избранное
  • Русский

    язык курса

  • 18 недель

    длительность курса

  • около 6 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

В основе передовых открытий лежит система научных знаний, накопленная человеком на протяжении своего развития. Онлайн-курс поможет слушателям разобраться в том, как происходит процесс научного познания, освоить его методы, научиться выстраивать логику научного исследования с опорой на методы и ценности современной науки

Формат

Слушателей ждут увлекательные видео-лекции продолжительностью 6-10 минут; интерактивные практические задания на закрепление изученного материала, разбор кейсов.
Для контроля знаний в курсе предусмотрены тестовые вопросы к урокам, контрольные тесты к разделам и итоговый тест.
Обучение проводится дистанционно в асинхронном формате

  • http://elibrary.misis.ru/ - электронная библиотека НИТУ "МИСИС"
  • https://www.elibrary.ru/  - «Научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU» для НИТУ «МИСиС»
  • www.sciencedirect.com - база данных издательства Elsevier в соответствии с Условиями использования электронного ресурса Freedom Collection издательства Elsevier

Требования

Для успешного освоения материала учебной дисциплины необходимы знания, полученные при изучении курсов:, «Философия», «Персональная эффективность», а также курсов естественнонаучного блока

Программа курса

Раздел 1. Специфика научного познания 
1.1. Многообразие форм знания. Научное и ненаучное знание.
1.2. Понятие и сущность науки. Классификация наук.
1.3. Основные принципы и  процесс научного познания.
1.4. Методологические подходы и методы научного исследования.
1.5. Научное исследование как технологический процесс.

Раздел 2. Логика познания. Понятия и операции с ними.
2.1. Понятие, его суть и логические характеристики: содержание и объем понятия. 
2.2. Отношения между понятиями. Определение понятий.
2.3.Деление (классификация) понятий: его правила и виды.
2.4. Классификация как метод научного исследования. 

Раздел 3. Логика познания. Суждения и операции с ними. Законы логического мышления. 
3.1. Суждение. Виды суждений.
3.2. Логические отношения между суждениями.
3.3. Законы логики. 
3.4. Соотношение законов логики, науки и природы

Раздел 4. Логика познания. Умозаключения и операции с ними
4.1.Понятие умозаключения и его виды. Дедуктивные умозаключения. Силлогизм.
4.2.Индуктивные умозаключения. Индуктивные методы установления причинных связей.
4.3.Аналогия и ее виды,  роль аналогии при возникновении научных догадок и осуществлении научных открытий.
4.4.Абдукция и методология научного поиска.

Раздел 5. Общенаучные методы познания
5.1. Признаки эмпирических методов научных исследований.
5.2. Наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент моделирование как метод создания аналога.
5.3. Методы научного познания: индуктивный метод, гипотетико-дедуктивный метод, генетически-конструктивный метод. 
5.4. Признаки теоретических методов научных исследований. 
5.5. Индуктивная и гипотетико-дедуктивная модели обоснования науки. 

Раздел 6. Формы научного познания
6.1.Проблема и проблемная ситуация. Постановка, разработка и уровни решения научных проблемы. 
6.2. Обыденный факт и научный факт, структура научного факта.
6.3.Научное предположение (научная проблема), суждение как логическая форма научного предположения. 
6.4. Научная гипотеза, умозаключение как логическая форма научной гипотезы. Виды гипотез. 
6.5. Научная теория и ее компоненты, принципы построения научной теории. Проблема истины в современной науке.
6.6.Закон и научный закон. Постнеклассическая рациональность и ее «существование» в современных технических науках.

Раздел 7. Методология естественных, технических, точных, гуманитарных и социальных наук
7.1. Специфика методов исследования природных объектов, эмпирические и теоретические методы естественнонаучных исследований.
7.2.  Науки естественные и технические, методы их исследования,  специфика технического эксперимента.
7.3.  Предмет исследования точных наук и методические особенности его освоения. 
7.4. Объект и предмет в технических науках, универсальность математических и логических методов в технических науках. 
7.5.Специфика научных исследований в технических науках, роль и место моделирования в технических науках. 
7.6.Структурная организация научного коллектива и методы управления научными исследованиями. 
7.7. Духовная деятельность человека как основной объект гуманитарного исследования, методы гуманитарных исследований.
7.8. Объект социального исследования, специфика проявления методов исследования социальных объектов. 

Раздел 8. Ценностные ориентиры современной науки
8.1. Проблема историко-культурного единства научного знания.
8.2. Этика научных исследований. Гуманистические ценности и научное познание.
8.3. Образ современного ученого.
8.4.Особенности экспертиз научных выводов и прогнозов (теоретические, технические, гуманитарные аспекты).
8.5. Внутренняя демократия науки. Популяризация научного знания, ее негативные и позитивные последствия.

Результаты обучения

В результате освоения курса у обучающихся формируются следующие компетенции:

  • формулировать основы мировоззренческих представлений о методологии как отрасли интеллектуальной деятельности, одной из функций которой является осуществление взаимно обогащающих связей между дисциплинами различного уровня обобщения; 
  • свободно ориентироваться в широкой панораме методологических принципов и подходов к научному исследованию; 
  • владеть основами методологической и научной культуры, гибкого восприятия научных текстов.

Формируемые компетенции

ОПК-1: Способен применять в профессиальной деятельности знания фундаментальных наук, знания в междисциплинарных областях, лежащие в основе соответствующего профиля подготовки, формулировать цели и задачи исследования, выявлять приоритеты решения задач, выбирать и создавать критерии оценки результатов исследования

Направления подготовки

Тимощук Нина Александровна

Доктор педагогических наук
Должность: профессор, и.о. заведующего кафедрой социальных наук и технологий Университета МИСИС

Науменко Олег Александрович

Кандидат философских наук
Должность: доцент кафедры социальных наук и технологий Университета МИСИС

Купцова Ирина Александровна

Доктор культурологии
Должность: заведующая кафедрой медиаобразования Московского педагогического государственного университета

Карулина Татьяна Борисовна

Кандидат философских наук
Должность: доцент кафедры социальных наук и технологий НИТУ МИСИС

Чиченев Александр Алексеевич

Доктор технических наук
Должность: профессор кафедры инжиниринга технологического оборудования Университета МИСИС

Похожие курсы