course language
course duration
for credit at your university
for studying
Курс «Традиционная культура африканских народов» может быть интересен не только специалистам-африканистам, но и востоковедам и международникам широкого профиля,
культурологам и антропологам. Курс рассчитан на 108 часов и включает в себя 10 лекций
и заданий к ним, разбитых по тематическим блокам.
В первом блоке «Традиционная культура доколониальной Африки» изучение курса начинается с общего обзора проблемы. Затем слушатели познакомятся с теми культурными принципами, которые сложились в доиндустриальных обществах Африки южнее Сахары: основными характеристиками народных традиций, понятием «неотрадиционализма», традиционными правилами социализации, системами передачи информации и трудностями современного образования.
Второй блок курса «Конфессиональная ситуация в Африке южнее Сахары» посвящен современному состоянию одной из важных составляющих духовной культуры народов
Африки южнее Сахары – картине мира, отраженной в религиозных представлениях. В нем
показана её пестрота и изменчивость; дана характеристика традиционных локальных
верований и современное положение; рассказано о появлении мировых религий и взаимоотношениях этих систем, складывание синкретических норм; показано появление
восточных систем веры, а также прослежено влияние африканских верований на складывание таковых в Новом свете (бразильского кандомбле, кубинской сантерии и других).
Третий блок «Судьба традиции в культуре и политике современных государств Африки
южнее Сахары» подводит итоги курса. В нем показаны сохранность многих традиций и
изменения в них в области материальной, духовной, политической культуры: возвращение
на новом уровне традиционной и складывание «общеафриканской» одежды;
использование традиционных элементов в современной архитектуре; развитие из
праздничных зрелищ современного театра и изобразительного искусства; наконец,
сосуществование современных и древних традиционных норм и использование старых
сакральных принципов власти на государственном и международном уровнях.
Форма обучения: заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательном задании - семинар.
Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.
I. Традиционная культура доколониальной Африки южнее Сахары
Раздел 1 Общий обзор. Страны Африки южнее Сахары
Тема I.1.1. Народы и языки
Тема I.1.2. Африка - колыбель человечества
Тема I.1.3. История формирования современной карты Африки
Раздел 2 Народные традиции и понятие «неотрадиционализм»
Тема I.2.1. Понятие традиционной культуры у народов мира, общие правила утраты или
сохранности
Тема I.2.2. «Неотрадиционализм» и его особенности в странах Африки
Раздел 3 Традиционная социализация, ее место и роль в современном мире
Тема I.3.1. Обряды жизненного цикла
Тема I.3.2. Ритуалы инициации
Тема I.3.3. Семейно-брачные отношения (виды брака, полигамия)
Тема I.3.4. Смерть и похоронные обряды
Раздел 4 Системы передачи информации
Тема I.4.1. Визуальная информация: татуировка, одежда, украшения
Тема I.4.2. Устная традиция и мнемоническое письмо
Тема I.4.3. Барабанный язык
Тема I.4.4. Собственные и заимствованные системы письменности. Современные средства
связи.
Раздел 5 Проблемы образования в Африке южнее Сахары
Тема I.5.1. Борьба с неграмотностью проза.
Тема I.5.2. Современное и традиционное образование – что лучше
Тема I.5.3. Трудности в обеспечении образования.
Тема I.5.4. Женское образование
Тема I.5.5. Церковное и кораническое образование
Тема I.5.6. Кочевые школы
Семинар1.
II. Конфессиональная ситуация в Африке южнее Сахары
Раздел 6 Конфессиональная ситуация.
Тема II.6.1. Традиционные верования сегодня
Тема II.6.2. Анимизм, фетишизм, тотемизм, духи природы и культ предков
Тема П.6.3. Магия и колдовство. Тайные общества
Тема П.6.4. Отношение к локальным верованиям сегодня
Раздел 7 Аврамические религии и реакция традиционным верований на их вызовы
Тема П.7.1. Проникновение и распространение иудаизма, христианства и ислам
Тема П.7.2. Разные направления веры
Тема П.7.3. Изменение отношения к ним со стороны общества: отторжение, примирение,
синкретизм
Тема П.7.4 «Африканизация» католичества
Тема П.7.5. Афро-христианские церкви
Раздел 8 Новые восточные религии и афро-американские верования в Новом Свете
ТемаП.8.1. Индуизм, буддизм, зороастризм, сикхизм, бахаи
Тема П.8.2. Афро-американские корни бразильского кандомбле, кубинской сантерии и др.
Растафаризм. Кванза В США.
Тема П.8.3. Современные судьбы этих деноминаций в Африке и Америке
Семинар 2
III. Судьба традиций в культуре и политике современных государств Африки
Раздел 9 Отражение традиций в материальной и духовной культуре. Зрелищная и музыкальная культура. Современное профессиональное искусство.
Тема Ш.9.1. Восприятие и сохранение традиций в архитектуре и одежде
Тема Ш.9.2. Типы традиционных зрелищ и праздников: конфессиональные, календарные,
праздники социализации и власти, первые «мирские» зрелища
Тема Ш.9.3. Музыка и танец в жизни африканских народов. Музыкальные инструменты
Тема Ш.9.4. Современное профессиональное искусство. Театр, кино, живопись, скульптура
Раздел 10 Традиционные системы организации общественной жизни Современное и древнее право. Сакральные правители.
Тема Ш.10.1.Обряды жизненного цикла в современности
Тема Ш.10.2.Разделение правовых функций в современных и традиционных судах
Тема Ш.10.3. Сакральные правители сегодня. Причины сохранения этого института и
изменения в статусе и функциях.
Семинар 3
Знать:
- разнообразие народов и культур Африки южнее Сахары
- сложность конфессиональной ситуации на континенте
- особенности политической жизни в странах Африки южнее Сахары
Уметь:
- видеть преемственность и динамику развития культуры в Африке южнее Сахары
- ориентироваться в современной конфессиональной ситуации на континенте
- применять полученные знания в профессиональной и частной практике общения с африканцами
Владеть:
- способностью к восприятию межкультурного разнообразия народов Африки и мира
- навыками анализа культурной картины современной Африки приемами использования как письменных, так и неписьменных источников и материалов для понимания особенностей исторического развития стран и регионов афро-азиатского мира.
(ОПК-6). Способность применять знание цивилизационных особенностей регионов, составляющих афро-азиатский мир.
(ПК-12). Владение информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемой страны (региона), способность учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих культур.
(ПК-13). Способность использовать знание этнографических, этнолингвистических и
этнопсихологических особенностей народов Азии и Африки и их влияния на формирование
деловой культуры и этикета поведения.
(СПК-5). Способность пополнять и использовать знание всей палитры традиций в их историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народа, говорящего на данном языке.
(СПК-7). Формирование представления о роли религиозно-этических учений Востока в становлении и функционировании общественных институтов, умение учитывать в исследовательской и практической деятельности этнопсихологическую специфику, характерную
для носителей культур Востока.
(СПК-10). Владение навыками пользования базами данных по истории и современному положению стран Азии и Африки; сбора, обработки и систематизации материалов полевых
исследований; навыками библиографической работы, пользования поисковыми системами, приемами библиографического описания источников и литературы; понимание специфики
и владение приемами использования неписьменных, в том числе фольклорных источников, памятников материальной культуры, фото-, аудио-видео материалов для реконструкции особенностей исторического развития стран и регионов афро-азиатского мира.
Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержки: support@distant.msu.ru
course language
course duration
for credit at your university
for studying
Доктор исторических наук, профессор
Position: профессор кафедры африканистики Институт стран Азии и Африки МГУ имени М.В.Ломоносова
Электронный сертификат слушателю выдается при достижении 41% от итоговой оценки за курс и успешной итоговой аттестации. Сертификат с отличием, как правило, выдается при достижении 82% от итоговой оценки за курс и успешной аттестации с баллом за итоговый тест от 82%.
The cost of passing the procedures for assessing learning outcomes with personal identification - 3600 Р.