язык курса
длительность курса
для зачета в своем вузе
Авторский курс: «Цифровая экономика: технологии, рынки, бизнес-модели» Ларисы Владимировны Лапидус, д.э.н., профессора, профессора кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, автора первого в России учебника по цифровой экономике, бизнес-консультанта по стратегиям цифровой трансформации, новым бизнес-моделям и KPI.
Целью изучения дисциплины «Цифровая экономика: технологии, рынки, бизнес-модели» является формирование у слушателей системных знаний в области становления и развития цифровой экономики, цифровой трансформации, роли цифровых технологий в качестве прорывных и «подрывных» инноваций в цифровой экономике. Сформировать навыки распознавания / выявления причинно-следственных связей между технологиями, рынками и бизнес-моделями в цифровой экономике, формулирования целей цифровой трансформации и выбора направлений цифровой трансформации бизнес-моделей в турбулентной цифровой среде.
Цифровая экономика – одна из самых интересных и востребованных областей научных знаний и компетенций. Она приковывает к себе внимание абсолютно всех категорий людей, сотрудников компаний всех отраслей во всем мире. В настоящее время цифровую экономику и цифровую трансформацию изучают руководители всех уровней.
Компании все больше тяготеют к созданию высокотехнологичных продуктов на основе интеллектуальных решений. Автомобили Tesla все больше похожи на компьютеры на колесах, кроссовки Nike со встроенным NFC-чипом и умными шнурками – не погоня за хайпом, а ответ на вызовы современности. Искусственный интеллект уже давно стал настоящим драйвером конкурентоспособности и позволяет идентифицировать тех, кто стремительно движется в лигу победителей.
Меняется и потребительское поведение. Рекомендательные системы приносят Netflix более 70% дохода. Предиктивная аналитика решает задачи прогнозирования, динамическое ценообразование направлено на наращивание прибыли. Голосовые ассистенты / виртуальные помощники / чат-боты решают задачу омниканальности, т.е. мультиканального взаимодействия с синхронизацией данных о клиентах.
Цифровая экономика как среда ведения хозяйственной деятельности характеризуется высокой турбулентностью. Сокращается жизненный цикл технологических инноваций, компетенции быстро устаревают, появляются новые профессии. Уже к 2017 году появилось почти 300 новых терминов, более 100 новых аббревиатур, почти 100 терминов стали использоваться в новой интерпретации, появилось 77 новых видов электронных услуг, за каждой из которых формировался новый рынок (в настоящее время уже более 120). На начало 2018 года Государственной Думой было инициировано более 70 законопроектов, для создания условий для построения экосистемы цифровой экономики и перехода к масштабной цифровой трансформации. До сих пор и на российском, и на мировом рынке наблюдается дефицит цифровых компетенций.
Цифровая экономика – это новая среда ведения бизнеса, она несет новые вызовы.
При изучении курса «Цифровая экономика: технологии, рынки, бизнес-модели» обучающиеся смогут погрузиться в цифровую экономику, важнейшие причинно-следственные связи, сопровождающие цифровую трансформацию. Большое внимание будет уделено трем важнейшим аспектам цифровой экономики:
1.Tехнологиям, которые лежат в основе становления и развития цифровой экономики (Web-технологии, интернет-технологии, цифровые технологии, технологии Индустрии 4.0, разные классы решений искусственного интеллекта и др.), многие из которых одновременно выступают в роли прорывных и «подрывных» технологий.
2. Рынкам, которые составляют ядро цифровой экономики, рынкам технологий Индустрии 4.0, новым интернет-рынкам, смежным рынкам, каждый из которых имеет свои специфические особенности и свой конкурентный ландшафт;
3. Бизнес-моделям. Особое внимание будет уделено сугубо новым бизнес-моделям, которые сформировались в процессе эволюции цифровой экономики (Freemium, Free-to-Play, Donation (в основе с краудфандинговой моделью), Full-crowdsourcing, рекламной модели) и бизнес-моделям, которые трансформировались в процессе диффузии цифровых технологий, т.е. претерпевали изменения под воздействием вызовов турбулентной цифровой среды. Также будут изучены самые популярные и успешные бизнес-модели маркетплейсов, цифровых платформ и экосистем.
Будут изучены бизнес-модели электронного бизнеса, интернет-компаний, особенно тех, которые из маленьких стратапов выросли в высокотехнологичные гиганты. Например, Amazon, Google, Яндекс, ВК Group, Alibaba и др. Особый интерес будет представлять вопрос трансформации бизнес-моделей традиционных компаний, построение ими успешных экосиcтем. Например, экосистемы Сбера, РЖД, Яндекса, Amazon и других. Нейронные сети, чипы, умные колонки, роботы, алгоритмы безлюдных производств – не полный перечень технологий, которыми уже владеют такие компании.
Завершится курс изучением вопроса мегатрендов развития цифровой экономики, включая и тренд на развитие нового рынка метавселенных.
«Слушатели найдут для себя ответы на самые популярные вопросы о цифровой экономике и системной цифровой трансформации. Всегда рада это слышать, работая с разными аудиториями, начиная от студентов бакалавриата и заканчивая топ-руководителями крупных российских и зарубежных компаний. До встречи на курсе!».
Форма обучения заочная (дистанционная)
Учебный процесс будет интерактивным. Обучающиеся шаг за шагом будут погружаться в увлекательный мир цифровой экономики, заполняя матрицу автора курса проф. Л.В.Лапидус «Цифровая экономика и Системная цифровая трансформация» и проецируя все изученное на практику реальных компаний. Такая методика позволит сформировать систему знаний – построить фундамент, от которого можно отталкиваться и идти дальше в более сложные темы - цифровую трансформацию бизнеса, прикладной искусственный интеллект и многие другие.
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является заполнение матрицы автора курса - проф. Л.В.Лапидус «Цифровая экономика и Системная цифровая трансформация».
В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса.
Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.
Для слушателей, заинтересованных в программе по повышению квалификации, скоро откроется запись в разделе "Программы". В модуле по повышению квалификации предполагается сквозная проектная работа в мини-командах с перекрестным рецензированием проекта.
Часть I. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕХНОЛОГИИ, РЫНКИ, БИЗНЕС-МОДЕЛИ»
Тема 2. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ШКАЛА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 3. ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ КОМПАНИЙ И НОВЫЙ КОНКУРЕНТНЫЙ ЛАНДШАФТ
Часть II. РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 4. ПРОРЫВНЫЕ И «ПОДРЫВНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Тема 5. ТЕХНОЛОГИИ ИНДУСТРИИ 4.0 И ПЕРЕХОД К ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Тема 6. ПРИКЛАДНОЙ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Часть III. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И РЫНКИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Тема 7. МОДЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ И РЫНКИ МОБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 8. МОДЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ И РЫНКИ ШЕРИНГОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 9. НОВЫЕ РЫНКИ ЦИФРОВЫХ ПРОДУКТОВ, ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ, МЕТАВСЕЛЕННЫХ
Часть IV. БИЗНЕС-МОДЕЛИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Тема 10. НОВЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ (FREEMIUM, FREE-TO-PLAY, DONATION, FULL-CROWDSOURCING И ДР.)
Тема 11. МАРКЕТПЛЕЙС, ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА, ЭКОСИСТЕМА КАК НОВЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ЭПОХИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
В результате обучения:
Знать:
Уметь:
Владеть:
Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержки: support@distant.msu.ru
язык курса
длительность курса
для зачета в своем вузе
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Должность: директор Центра социально-экономических инноваций экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Центра компетенций цифровой экономики Международной ассоциации корпоративного образования (МАКО)