course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
На курсе “Введение в цифровую медицину: от фундаментальной науки и космических технологий к персональной стратегии поддержания здоровья” профессора разных факультетов МГУ и ведущих медицинских университетов Москвы, а также главный внештатный специалист Минздрава России по информационным системам в здравоохранении, расскажут о ключевых направлениях цифровой трансформации медицины, здравоохранения, биомедицинских исследований и повседневной жизни пациентов.
Актуальное для каждого направление цифровой медицины Московский университет развивает в научных исследованиях, в медицинской деятельности и как самостоятельную учебную дисциплину.
Цель учебного курса состоит в формировании у слушателей понятийного аппарата и базовых представлений о принципах, направлениях, практике и перспективах внедрения цифровых технологий в медицине.
Учебной программой предусмотрено введение слушателей в основы цифровой медицины и здравоохранения как в область знаний и практическую деятельность, связанную с разработкой
и использованием цифровых технологий для оказания медицинской помощи и улучшения здоровья. Это включает в себя «мобильное» и «электронное» здравоохранение, что охватывает
применение интеллектуальных, мобильных, сетевых устройств и приложений для диагностики,
лечения и ухода за пациентами, а также для обеспечения здорового образа жизни человека.
Структура курса построена на основе самостоятельных авторских лекций каждого преподавателя, логически взаимосвязанных и последовательно развивающих друг друга исходя из общего представления о теоретических основах и практической реализации цифровых технологий в медицине.
Лекции систематизированы в 4 модуля, знакомящих слушателей с основами:
1. истории развития цифровой медицины, мобильного / электронного / цифрового здравоохранения;
2. медицинской биоинформатики и цифровыми технологиями создания новых лекарств, в лучевой диагностики, в неврологии и нейронауках;
3. медицинских информационных систем, обработки больших данных и медицинского искусственного интеллекта, телемедицины и медицинской робототехники;
4. цифровых технологий в космической медицине, социально-экономических развития и философского осмысления цифровой трансформации здравоохранения.
В практикумах по окончании лекций раскрываются базовые цифровые технологии
медицинского назначения, доступные в настоящее время каждому слушателю.
Курс ориентирован на широкий круг слушателей, заинтересованных в получении знаний
по цифровой медицине – от учащихся медицинских классов общеобразовательных школ,
студентов и свободных слушателей до представителей профессионального медицинского
сообщества. Содержание лекций и заданий дает возможность освоить курс студентам всех
основных направлений подготовки.
Заинтересованные студенты смогут участвовать в увлекательном процессе создания и
передачи новых знаний на стыке фундаментальной медицины с математикой, инженерными,
естественными и гуманитарными науками.
Форма обучения – заочная (дистанционная). Курс состоит из 12 недель лекций и 1 недели
экзамена. Еженедельные занятия включают просмотр тематических видеолекций, состоящих из
фрагментов продолжительностью от 8 до 20 минут и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Предусмотрено написание эссе – творческих работ в формате сочинения с рассуждениями по предложенным темам, которое должно содержать полные, развёрнутые ответы, подкреплённые примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.
Курс заканчивается итоговой аттестацией в виде интерактивного контроля выполнения тестов и задач с ответом. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля. Для успешного прохождения курса необходимо в каждом задании набрать не менее 50% от общего числа баллов.
В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса.
Курс является общеобразовательным и рассчитан на широкую аудиторию слушателей без предварительной подготовки с уровнем знаний в объёме основного общего образования.
Онлайн-курс состоит из двенадцати лекций и итоговой аттестации:
1. Число и цифра в истории медицины.
2. Системы ИИ в медицине. Состояние в мире и в России.
3. Электронное здравоохранение.
4. Суперкомпьютерная разработка лекарств и цифровые технологии в медицине.
5. Цифровые технологии в лучевой диагностике.
6. Медицинская биоинформатика и математическая биология.
7. Мониторинг здоровья - M-Health, как необходимый компонент персонализированной медицины и питания.
8. Телемедицина.
9. Неврология и нейронауки.
10. Медицинская робототехника и искусственные тактильные механорецепторы.
11. Цифровые технологии в космической медицине.
12. Цифровая медицина на эволюционной шкале цифровой экономики: на пути к четвертой промышленной революции.
13. Философия цифровой медицины.
Результатом освоения программы дисциплины является формирование у слушателей
ключевых компетенций по цифровой медицине по 4 основным направлениям – информационные, коммуникативные, технические и пользовательские. Соответствующие знания, умения и навыки, мотивация и ответственность позволят слушателям достичь цифровой медицинской грамотности в целях поддержания личного здоровья и полноценного участия в общественном здравоохранении с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Курс может быть использован для учебного процесса в вузах по программам среднего профессионального и высшего образования (бакалавров, магистров и специалистов) в качестве элективного курса или включен в обязательную программу подготовки.
Желаем удачи в освоении материалов курса!
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Доктор медицинских наук, профессор
Position: главный внештатный специалист Минздрава России по внедрению информационных систем в медицине, заместитель директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России» по информатизации в здравоохранении, заведующий кафедрой медицинской кибернетики и информатики РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор
Position: лётчик-космонавт СССР
Член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор
Position: заведующий кафедрой суперкомпьютеров и квантовой информатики (СКИ) факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В.Ломоносова
Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор
Position: заместитель директора по научной работе Института медико-биологических проблем РАН.
Доктор медицинских наук, профессор
Position: заведующий кафедрой фармакологии факультета фундаментальной медицины МГУ
Доктор медицинских наук, профессор
Position: директор Института персонализированной медицины Первого МГМУ имени И.М. Сеченова
Кандидат медицинских наук
Position: летчик-космонавт Российской Федерации, заместитель директора Института медико-биологических проблем РАН
Доктор химических наук, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ
Position: руководитель направления "Биологическая информация" депозитария живых систем "Ноев ковчег"
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Position: директор Центра социально-экономических инноваций экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Центра компетенций цифровой экономики Международной ассоциации корпоративного образования (МАКО)
Доктор медицинских наук
Position: профессор кафедры экологической и экстремальной медицины МГУ имени М.В. Ломоносова
Доктор медицинских наук, профессор
Position: заведующий кафедрой лучевой диагностики и терапии факультета фундаментальной медицины МГУ, заведующий отделом лучевой диагностики МНОЦ МГУ имени М.В.Ломоносова
Доктор физико-математических наук
Position: заведующий лабораторией вычислительных систем и прикладных технологий программирования Научно- исследовательского вычислительного центра МГУ
Position: заведующая кафедрой философии образования МГУ, член комиссии по биоэтике МГУ им. М.В. Ломоносова, локального этического комитета МНОЦ МГУ и локального этического комитета НЦЗД Минздрава РФ
It is possible to get a certificate for this course.
The cost of passing the procedures for assessing learning outcomes with personal identification - 2800 Р.