наверх

De materia medico-historica (история медицины для всех)

Курс уже начался
Запись на курс закрыта
Подпишитесь на новости и узнайте дату следующего запуска
Добавить в избранное
  • Русский

    язык курса

  • от 5 до 15 недель

    длительность курса

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Программа ставит целью формирование у слушателей представлений об истории,
закономерностях и логике развития врачевания, медицины и медицинской деятельности
народов мира на протяжении всей истории человечества.
Курс разделен на несколько блоков. В лекционный раздел включены две части —
«Медицина Древнего Мира» и «Становление современной медицины», в которых дается
обобщенный исторический взгляд на развитие мировой медицины с древнейших времен
до начала XX века, а также дается аналитическая оценка формирования современных представлений о здоровье человека. Особое внимание уделяется развитию медицинских наук в Российских университетах. Отдельный блок составляют тематические самостоятельные задания для учащихся, логично продолжающие тематику лекций.

Формат

Форма обучения: заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательном задании - семинар.

В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса. 

Требования

Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.

Программа курса

I. МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1 Введение. Роль медицины в мировом историко-культурном процессе. Методы истории медицины. Периодизация и хронология.
Становление истории медицины как учебной дисциплины.
Тема 2 Медицин Древней Месопотамии.
Первые эмблемы медицины. История Международного Общества Красного Креста.
Тема 3 Медицина Древнего Египта. История бальзамических методов в медицине. Знаменитые
мумии.
Тема 4 Древнекитайское искусство врачевания. Трактат Желтого императора. У истоков иглоукалывания и рефлексотерапии.
Тема 5 Древнеиндийская медицина. История и трактаты Аюрведы. Хирургия Древней Индии.
Чарака самхита и Сушрута самхита. Зарождение пластической хирургии.
Тема 6 Общая характеристика медицины в Древней Греции. Храмовое и светское врачевания. Мифология и медицина. Боги и герои медицины. Персоналии и школы древнегреческой медицины. Периодизация и хронология. Значение гиппократовой медицины. Клятва Гиппократа.
Тема 7 Медицина в Древнем Риме. Имперская и республиканская медицины. Значение работ
Галена для развития медицины.
Тема 8 Византийская медицина. Святые целители – покровители медицины. История Юстиниановой чумы.
Тема 9 Арабская медицина. История больничного дела. Личности и персоналии. Легенды и реалии Авиценны.
II. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ
Тема 10 Средневековая европейская медицина (V-XV века). Схоластические методы в
медицине. Зарождение университетского медицинского образования.
Тема 11 Медицина в Западной Европе (XV-XVII века). Специализация в медицинских методах. Оформление хирургии как науки. Персоналии западноевропейской медицины XV-XVII веков. Значение для формирования культурного облика современного врача.
Тема 12 Медицина в Московии вплоть до XVIII века. Иоанн Грозный и врачи. История Аптекарского приказа и госпитальных школ. Петр Первый как реформатор организации здравоохранения.
Тема 13 Основные европейские медицинские школы. Влияние на становление современных
врачей. Медицинские школы в России (XVIII – XX вв.).
Тема 14 История методов обследования пациентов с древнейших времен до наших дней.
Тема 15 Заключение. Медицина в Московском университете (XVIII - XXI века). Итоги и перспективы. Современные технологии в медицине. Будущее медицинских наук.

Результаты обучения

Знания
В результате изучения дисциплины слушатели должны:
1)самостоятельно анализировать историко-медицинскую научную литературу;
2)анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом
процессе поступательного развития медицины и сестринского дела от истоков до
современности;
3)понимать специфику медицины как социального института, находящегося в
постоянном взаимодействии со всеми общественными структурами (политическими,
экономическими, религиозными, научно-практическими и т.д.);
4)грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам общей истории
медицины и сестринского дела;
5)использовать в своей профессиональной деятельности, общении с коллегами и
пациентами знания по истории медицины и сестринского дела, медицинского образования
и медицинской этики, приобретенные в процессе обучения;
6)понимать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в
формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;
7)в своей профессиональной деятельности достойно следовать высоким
моральным требованиям, предъявляемым к медицинской профессии и врачебному долгу,
идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.
Умения
В результате изучения дисциплины слушатели должны:
1)самостоятельно анализировать историко-медицинскую научную литературу;
2)анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом
процессе поступательного развития медицины и сестринского дела от истоков до
современности;
3)понимать специфику медицины как социального института, находящегося в
постоянном взаимодействии со всеми общественными структурами (политическими,
экономическими, религиозными, научно-практическими и т.д.);
4)грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам общей истории
медицины и сестринского дела;
5)использовать в своей профессиональной деятельности, общении с коллегами и
пациентами знания по истории медицины и сестринского дела, медицинского образования
и медицинской этики, приобретенные в процессе обучения;
6)понимать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в
формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;
7)в своей профессиональной деятельности достойно следовать высоким
моральным требованиям, предъявляемым к медицинской профессии и врачебному долгу,
идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.

Формируемые компетенции

УК-1. Способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода,вырабатывать стратегию действий.

УК-3. Способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели.

УК-5. Способность анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия.

ОПК-4.Способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с этическими нормами и морально-нравственными принципами медицинской этики и деонтологии.

Направления подготовки

Контактная информация:

Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержкиsupport@distant.msu.ru

Логинов Василий Анатольевич

Доктор медицинских наук
Должность: профессор кафедры экологической и экстремальной медицины МГУ имени М.В. Ломоносова

портрет преподавателя

Банзелюк Егор Николаевич

Кандидат медицинских наук
Должность: доцент факультета фундаментальной медицины МГУ имени М.В. Ломоносова

Похожие курсы