наверх

Журналист в экстремальной ситуации

Дата начала записи на курс еще не объявлена

  • Русский

    язык курса

  • от 14 до 16 недель

    длительность курса

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

В курсе «Журналист в экстремальной ситуации» рассматривается работа журналиста в различных типах экстремальных ситуаций: военная операция, теракты, техногенные катастрофы, природные катаклизмы, уличные беспорядки. Рассматриваются технологии работы журналистов с источниками информации в различных кризисных ситуациях. Курс обучает правилам личной безопасности, знакомит с юридическими и этическими нормами поведения журналиста в экстремальных ситуациях.

В ходе занятий рассматривается как российский, так и зарубежный опыт. Основные цели освоения курса «Журналист в экстремальной ситуации» – формирование целостного представления у студентов о работе журналиста в условиях экстремальных ситуаций, понимания возникающих рисков и овладение способами их минимизации.

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов. В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса.

Требования

Курс является общеобразовательным и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.
Также при успешном прохождении курс может быть засчитан студентам родственных направлений вузов-партнеров.

Программа курса

История экстремальной журналистики. 
Журналистика 17-18 века. Издания. Темы.
19 век: становление и развитие экстремальной журналистики. Крымская война. Первые фотографии. Опыт русских и зарубежных журналистов. Русско-турецкая война. Упорядочение работы журналистов.
20 век. Русско-японская война. Цензурирование корреспонденций. В.А. Гиляровский и его опыт освещения экстремальных ситуаций. Журналисты во время Первой мировой войны. 
Великая Отечественная война: опыт советских корреспондентов, фотографов, операторов.
Советские журналисты в Афганистане. Освещение катастрофы на ЧАЭС. Освещение землетрясений в Спитаке, Ленинакане.

Юридические аспекты работы журналиста в экстремальных ситуациях.
Основные международные и российские законы, регулирующие работу журналистов. Понятие «комбатант». Поправки 2018 г. к «Закону о СМИ». Страхование журналистов. 
Курсы для журналистов, отправляющихся в командировки в «горячие точки». Международные организации, работающие в зонах ЧС.

Особенности работы журналистов в экстремальных ситуациях: общие принципы.
Аккредитация журналистов. Визы. Транспорт. Охрана журналистов. Места для проживания. Одежда и знаки отличия.

Особенности работы журналистов в различных видах экстремальных ситуаций.
Основные принципы безопасности во время ВК, ТА, природных, техногенных, гуманитарных катастроф, эпидемий. Работа с фиксерами.

Освещение авиакатастроф в СМИ.
Правила освещения катастроф. Этические ошибки журналистов. Пути исправления. Регламенты работы.

Дрон-журналистика: метод сбора информации в условиях экстремальной ситуации.
Законодательство при использовании техники. Опыт применения БПЛА с целью сбора информации в различных ЧС. Этический аспект.

Гендерные особенности работы журналиста в условиях экстремальной ситуации.
История. Опыт журналисток. Опасности работы.

Журналисты в плену.
Опыт журналистов, переживших плен. Истории освобождения. «Добровольный» плен. Угрозы, поступающие журналистам. Правила безопасности.

Фотожурналистика в условиях экстремальной ситуации.
Этический аспект. Безопасность фотокорреспондентов.

Этический аспект работы журналистов в экстремальной ситуации.
Международные кодексы, регулирующие работу СМИ. Стайлгайды СМИ. Российский опыт: законы и регламенты. Ошибки при освещении терактов в 2000х годах (Норд-Ост, Беслан и др.). Эффекты масс-медиа при освещении ЧС (Кемерово, ТА в Санкт-Петербурге, Керчи и пр.). Источники информации и их верификация. Telegram-каналы и блоги военкоров.

Освещение межэтнических конфликтов в медиа.
Законодательство. СМИ, освещающие тематику. Гильдия межэтнической журналистики. Межэтническая повестка: провокации журналистов и блогеров (геноцид в Руанде). Этические регламенты. Компетенции журналистов.

Прикрепленные журналисты. Стрингеры. Различные формы организации работы.
История прикрепления журналистов. Терминология. Практика применения. Отношение профессионального сообщества. Стрингеры. Особенности работы. Вопросы безопасности. Опыт работы стрингеров 1990х годов. Опыт работы современных стрингеров.

Психологические аспекты и стрессогенные факторы работы журналистов.
Терминология. Особенности проявления. Факторы развития. Способы преодоления. Опыт журналистов, получивших травмирующий опыт.

Корпоративная и общественная поддержка журналистов, пострадавших при исполнении профессионального долга.
История В. Ногина и Г. Куренного. Помощь журналистов коллегам: акции, флешмобы.

Формируемые компетенции

УГНС «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело»
ФГОС ВО 3++
(42.03.02. Журналистика; 42.03.04. Телевидение; 42.03.05. Медикоммуникации; 42.03.01. Реклама и связи с общественностью)

ОПК-4. Способен отвечать на запросы и потребности общества и аудитории в профессиональной деятельности;
ОПК-5. Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования;
ОПК-6. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности;
ОПК-7. Способен учитывать эффекты и последствия своей профессиональной деятельности, следуя принципам социальной ответственности

Направления подготовки

Знания

Знать виды экстремальных ситуаций для того, чтобы учесть особенности каждой из них и выстроить свою работу наиболее эффективно.
 

Умения

Уметь подготовить журналистский материал в условиях экстремальной ситуации.
 

Навыки

Владеть инструментарием поиска и обработки необходимой информации в условиях экстремальной ситуации; навыками эксплуатации съёмочной и другой техники в экстремальных ситуациях.

Курс «Журналист в экстремальной ситуации» коррелируется с другими дисциплинами: «Основы журналистики», «Право средств массовой информации», «Профессиональная этика журналиста». Предполагается, что слушатель уже знаком с основными профессиональными, юридическими и этическими аспектами журналистской деятельности.

Денисова Ирина Николаевна

Кандидат филологических наук
Должность: доцент кафедры цифровой журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова

Крашенинникова Мария Алексеевна

Кандидат филологических наук
Должность: доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова

Похожие курсы