наверх

Педагогика и психология высшей школы

Запись на курс закрыта
Подпишитесь на новости и узнайте дату следующего запуска
Добавить в избранное
  • Русский

    язык курса

  • 18 недель

    длительность курса

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Цель курса «Педагогика и психология высшей школы» - теоретическая и практическая подготовка слушателей к преподавательской деятельности в высшей школе.
Курс посвящен изучению современных педагогических технологий и сравнительному анализу использования различных форм и методов обучения студентов  по естественнонаучным направлениям подготовки. Курс направлен на формирование коммуникативной культуры будущих преподавателей вуза и учит разрабатывать методическое обеспечение для любого учебного курса. Особенность курса – практическое использование учебно-методических материалов.
Если Вы хотите глубже познакомиться с историей становления и развития высшего образования в России, научиться понимать и направлять мотивацию студентов, удерживать их внимание на занятии, находить взаимопонимание со студентами, а также использовать современные педагогические приемы при чтении лекций и проведении семинарских занятий, то присоединяйтесь к нашему курсу! 
 

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательном задание – творческой работе, их в курсе будет три.
В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса. 

Требования

Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.
 

Программа курса

Введение.
Педагогика  и психология как научные дисциплины. Особенности Болонского процесса: многоступенчатость, кредитная система, мобильность студентов, интерактивные формы обучения.
 
Раздел 1.Нормативно-правовые основы высшего образования в России
Тема 1. История высшего профессионального образования в России
Развитие высшего образования в России. Первые университеты и направления подготовки студентов. Московский государственный университет (год основания 1755) – становление и развитие. Санкт-Петербургский университет. Казанский (Поволжский) федеральный университет (год основания 1804). Образование женщин в России. Первые негосударственные университеты. Вторая половина ХХ века – смена технократической парадигмы в образовании на гуманистическую. Возникновение новых направлений в высшем профессиональном обраовании. 
Тема 2. Нормативные документы, регламентирующие высшее образование в Российской Федерации
Управление образованием в ХХ веке в нашей стране: государственные органы и основные нормативные документы. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования трех поколений (середина 1990-х гг., 2000 г., 2010 г.): специфика и различия. Характеристика ФГОС высшего образования третьего поколения (2009-2010 гг.), ФГОС 3+ и ФГОС 3++. 
Раздел 2. Психологические основы высшего образования
Тема 3. Деятельность и познавательные процессы
Характеристика, мотивы и предмет деятельности. 
Общие сведения о познавательных процессах: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление. Особенности восприятия. Виды  и свойства внимания. Характеристика видов памяти. Факторы, влияющие на сохранение информации. Принципы успешного запоминания. Характеристика мышления как познавательного процесса. Операции мышления: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация, систематизация. Формы и свойства мышления. 
Вклад Выгодского Л.С., Леонтьева А.Н., Давыдова В.В., Гальперина П.Я.  и Эльконина Д.Б. в теорию деятельности и изучение познавательных процессов. 
Тема 4. Психология личности
Личность – индивид – индивидуальность. Личность в психологии, философии, этике, юриспруденции, медицине. Подходы к пониманию личности: психодинамический, гуманистический, поведенческий. Анализ понятия «темперамент». Проблема оценки и измерения темперамента.. Связь темперамента с деятельностью человека. Определение понятия характера. Связь черт характера с волевой и эмоциональной сферами, и интеллектом человека. Проблема коррекции характера.
Тема 5. Мотивация и учебный процесс
Мотивация как побудительная основа психической жизни человека. Мотивация внешняя и внутренняя. Мотив, его задача и функции. Основные характеристики потребностей. Иерархия потребностей Маслоу. Ошибки в понимании теории Абрахама Маслоу. Оптимум мотивации (законы Йеркса – Додсона).
Психология труда и менеджмента. Стэндфордский зефирный эксперимент (1960-1970 гг.). Теории мотивации: индивидуальная психология (Альфред Адлер), гуманистический психоанализ (Эрих Фромм), теория поля (Курт Левин), теория когнитивного диссонанса (Леон Фестингер), теория справедливости (Джон Стейси Адамс), теория выученной беспомощности ( Мартин Селигман) и др. 
Раздел 3. Педагогические основы высшего образования
Тема 6. Дидактика высшей школы: закономерности, принципы, цели и содержание образования
Объект и предмет педагогики.  Взаимосвязь педагогической науки и практики. Педагогика в системе наук о человеке. Ян Амос Коменский (1592 – 1670) и его труд «Великая дидактика, универсальное искусство обучения всех и всему» (1657 г.). Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах. Категории педагогики: обучение, воспитание, образование, педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогический процесс. Общие закономерности педагогического процесса. Принципы обучения (научности, наглядности, доступности, систематичности и др.). 
Понятие «содержание профессионального образования». Структура и модульность программ бакалавриата и магистратуры. Формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у студентов.
Тема 7. Методы и средства обучения в вузе
Формы  организации обучения: формальные и неформальные (дополнительные),  индивидуальные, групповые, взаимного обучения, дифференцированного обучения по способностям учащихся, бригадное обучение. Традиционные формы обучения в вузе: лекция, семинар, практическая работа. Классификация методов обучения по источнику получения знаний – наглядные, практические, словесные, работа с книгой и видеометод. Характеристика, сущность и содержание методов обучения.  Выбор методов.
Средства обучения как носители учебной информации и инструменты деятельности педагога и обучающихся. Средства общения: речевые и неречевые. Культура речи педагога. 
Раздел 4. Формы и методы организации учебного процесса в высшей школе
Тема 8. Подготовка лекции и семинара в высшей школе
Лекция как форма образовательного процесса.  Требования к лекции, функции лекции. Виды лекций. Структура лекции. Подготовка к лекции, особенности чтения лекции. Критерии оценки качества лекции. Семинар как форма образовательного процесса. Задачи и возможности семинара. Виды семинаров: дискуссия, конференция, беседа, мозговой штурм, круглый стол, деловые и ролевые игры и др. Приемы активизации работы студентов на семинарских занятиях. Подготовка преподавателя к семинару. Критерии оценки семинарского занятия.
Тема 9. Контроль знаний в высшей школе  
Функции педагогического контроля: диагностическая, обучающая, воспитательная. Формы осуществления текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов. Правила разработки тестовых заданий (открытого и закрытого типов, на установление соответствия и др.). Критерии оценки устного ответа, реферата, выполнения практической работы. Инновационные оценочные средства: модульно-рейтинговая система, стандартизированный тест с творческим заданием, кейс-метод, портфолио, деловая игра. 
Тема 10. Организация самостоятельной работы студентов
Задачи самостоятельной работы. Виды самостоятельной работы студентов: аудиторная и внеаудиторная работа. Самостоятельная работа на лекции: опорный конспект, решение учебных задач, фрагменты лекций. Формы внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Условия эффективной самостоятельной работы. Уровни самостоятельной работы студентов: репродуктивный, реконструктивный, творческий. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. Правила рациональной организации умственной работы.
Раздел 5. Современные педагогические технологии
Тема 11. Технологии модульного и проблемного обучения
Педагогическое проектирование и его объекты: педагогические системы, педагогический процесс и педагогические ситуации. Технологии обучения. Требования к современным педагогическим технологиям. Классификация образовательных технологий – обучение: проблемное, программированное, развивающее, проектное, модульное, интерактивное (активные методы), электронное. Понятие «обучающий модуль». Цель и принципы модульного обучения. Компетентностный подход. Особенности формирования компетенций. 
Основные функции и признаки проблемного обучения. Виды и уровни проблемного обучения. Организация проблемного обучения. Технология кейс-метода. Структура и принципы построения кейса. Особенности реализации кейс-стадии в группе.
Тема 12. Активное обучение и электронное обучение
Активные методы обучения (АМО): дискуссионные, игровые, тренинговые. Игра как инструмент обучения. Обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые и организационно-деятельностные), технологическая структура деловой игры: подготовка, проведение и анализ результатов игры. Конструирование игры.
Дистанционные технологии и электронное обучение. История развития дистанционных технологий. Проблемы дистанционного образования. Coursera - образовательная платформа онлайн-курсов для каждого. Принципы обучения. Разделы программ. Российские вузы и их программы на  сайте www.coursera.org.  Национальная платформа «Открытое образование» (действует с сентября 2015 года) на основе платформы EDX. Принципы обучения и программы.

Результаты обучения

Знать:

  • современную структуру системы образования в России и за рубежом;
  • нормативно-правовые документы, регламентирующие высшее образовании в Российской Федерации (Закон об образовании, ФГОС ВО);
  • психологические основы организации познавательной деятельности: восприятие, внимание, память, мышление, речь;
  • психологические особенности личности: темперамент, характер, способности;
  • основы педагогики высшей школы: закономерности, принципы, цели и содержание образования;
  • формы и методы организации учебного процесса в высшей школе.

Владеть:

  • навыками осуществления отбора и использования оптимальных методов и средств преподавания;
  • методами разработки лекционных,  семинарских  и практических занятий;
  • методами создания оценочных средств контроля учебной деятельности студентов. 

Уметь:

  • использовать Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для разработки Основной образовательной программы (ООП) на уровне вуза;
  • разрабатывать технологию проектирования образовательного процесса на уровне высшего образования (в рамках дисциплины, модуля дисциплин, учебного плана);
  • осуществлять взаимодействие со студенческой аудиторией. 

Формируемые компетенции

В результате изучения дисциплины у студентов формируются следующие
компетенции по направлениям подготовки (01.04.01 — Математика, 02.04.01 — Математика и компьютерные науки, 03.04.02 — Физика, 04.04.01 — Химия, 05.04. 01 — Геология, 05.04.02 — География, 05.04.06 — Экология и природопользование, 06.04.01 — Биология, 06.04.02 — Почвоведение):

  • (УК -1) Способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.
  • (УК-3) Способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывать командную стратегию для достижения поставленной цели.
  • (УК-4) Способность применять современные коммуникационные технологии.
  • (УК-5) Способность анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия.

Направления подготовки

Знания

 

Умения

 

Навыки

 

Контактная информация:

Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержкиsupport@distant.msu.ru

Попова Людмила Владимировна

Доктор педагогических наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова
Должность: ведущий научный сотрудник музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова

Лихачёва Елена Юрьевна

Кандидат психологических наук
Должность: Младший научный сотрудник кафедры общей экологии и гидробиологии биологического факультета МГУ имени М.В.Ломомоносова

Похожие курсы