наверх

Почвы и развитие цивилизации

Курс уже начался
Запись на курс закрыта
Подпишитесь на новости и узнайте дату следующего запуска
Добавить в избранное
  • Русский

    язык курса

  • 15 недель

    длительность курса

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Цель - показать стратегическую роль почвы в развитии цивилизации, направленную на сельскохозяйственное использование, на регулирование биосферных процессов и социальных функций в условиях климатических, экологических и эпидемиологических вызовов современного мира. Программа направлена на расширение представлений о роли почвы в жизни человека и позволяет выйти  за рамки традиционного восприятия почвы как объекта земледелия и скотоводства, и способствует установлению связей с различными социальными науками. В этом главная новизна программы.

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательном задании - семинар.
В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса. 

Требования

Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.
 

Программа курса

Тема 1. Введение. Почвы и религия.
Факультет почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова - одна из системообразующих площадок и центральных научно-образовательных центров страны по почвоведению. Научный вклад профессоров Московского университета Г.В. Добровольский и Л.О.
Карпачевский и др. в развитие междисциплинарного направления «Почвы и социум».Работа Научного Совета РАН по Культурному и Природному наследию России (Е.П. Челышев, Г.В. Добровольский, В.Н. Расторгуев).
Почва как объект поклонения, обожествления, объект религиозного мышления и действия. Религиозный подход к земле и возникновение земледелия, развитие цивилизаций, наук и ремесел. Почва как объект религиозно-научного мышления.
Монастыри и создание новых почв с культурным слоем. Почва – последнее убежище человека. Погребение как религиозный обряд, и почва, как атрибут религиозного действия. Похоронный обряд парсов как причина экологических проблем в Индии. Современная религия и природа.

Тема 2. Почвы, развитие цивилизаций и геополитика.
Плодородие почвы - движущая сила в развитии цивилизаций. Первые центры естественного земледелия и их связь с центрами видообразования. Почвы и войны. Периоды истории цивилизации по их отношению к природе и почве. Роль черноземов в развитии цивилизации и почему они осваивались не в первую очередь. Работа Переселенческого Управления в освоении земель Азиатских окраин России, и роль почвоведов в оценке почв для переселенцев. Функции почв в современном мире. Научная парадигма в почвоведении и почему современная цивилизация основала свою «штаб-квартиру» на почвах не высокого плодородия.
Тема 3. Почва и социальная структура общества.
Развитие земледелия и скотоводства в период неолитической революции как движущая сила формирования иерархических уровней общества и социальных отношений. Мелиорация почв – причина развития наук и ремесел. Земледелие – фактор миграции населения в России. Почва и социальный статус людей на примере Республики Адыгея и Владимирской области: уровень дохода, образ жизни, профессиональная деятельность, уровень образования, культурно-досуговая деятельность, преступность, заболеваемость, рождаемость, смертность и др.
Тема 4. Почва и здоровье человека.
Общественное здоровье. Индекс общественного здоровья. Роль природного фактора в формировании общественного здоровья. Эндогенная активность Земли и здоровье человека. Санитарно-экологические особенности почв. Биологический, литогенный и климатические факторы риска общественного здоровья. Биоразнообразие почв, инфекции в почвах. Потенциал самоочищения ландшафтов и почв. Способность почв к самоочищению. Каталитическая активность (ферментативная и абиотическая) и детоксикация почвы. Роль почвы в инактивации прионной инфекции. Экологические риски. Экспериментальная и экспертная оценка риска. Свойства почвы и заболеваемость населения (ОРЗ, общие инфекционные заболевания, ОКИ, туберкулез, ветрянка, сальмонеллез, чесотка, психоневрологические заболевания от психотропных и наркотических веществ и др.). Тяжелые металлы в почвах и заболеваемость населения. Санитарные функции почвы. Медицинская география, медицинская геология.
Медицинское почвоведение – новое научное направление в почвоведении. Почва, как накопитель загрязняющих веществ: ТМ, пестициды, нитраты, ПАУ и др. Почва, как экологический риск здоровью человека или гарант экологической безопасности. Пути и механизмы воздействия почвы на здоровье.

Тема 5. Молекулярное почвоведение и концепция матричной организации почвы.
Молекулярное почвоведение. Аналогии молекулярных процессов в организме, почве и в горной породе. Матричная организация почвы как природная модель универсального механизма организации материи. Матрица в разных областях знаний. Матрица в почве – оценка размеров, химической активности и ее функционирования. Почвенные нанореакторы и наноконструкции – мифы или реальность? Компартментация в почве и почвенные компартменты. «Мосты» между миром микро- и макрочастиц в химии, минералах и в почве.
Тема 6. Роль матричных свойств горной породы в развитии биосферы и в образовании почв.
Характеристика горных пород. Матричные свойства минералов. Почвы и осадочные породы. Почвообразующая порода и ее запреты на формирование свойств почвы. Осадочные породы и первые следы жизни на Земле. Теории происхождения жизни (панспермия, первичный бульон, химическая эволюция, мир РНК). Характеристики живого вещества на разных уровнях структурной организации. Организованные элементы, гиперциклы, РНК-мир. Абиогенная теория происхождения жизни (катализаторы, газогидраты, гиперциклы). Роль минеральной наноматрицы в сборке нуклеиновых кислот. Синтез рибонуклеидов абиогенным путем. Каталитические функции
горной породы в образовании жизни и почвы. Горная порода как регулятор почвообразовательных процессов. Минеральные матрицы почвы и почвообразующей породы. Почвенный ноль-момент.

Тема 7. Город и биосфера. Почвы мегаполисов.
Городские экосистемы. Отличия городских почв от естественных (фоновых) по свойствам и по содержанию поллютантов. Проблемы засоления городских почв. Методологические подходы в оценке экологического состояния и загрязнения городских почв. Почва как индикатор источника загрязнения на урбанизированных территориях. Агрофермы в городах – реальность или миф? Экосистемные услуги городских почв. Функции растительности в городе. Зеленые насаждения как индикатор физического и психического здоровья человека. Криминогенность в городах и их связь с зелеными пространствами. Экологические и социальные риски в городских экосистемах.

Тема 8. Плодородие почв и тема урожая в искусстве.
Роль почвы в формировании социокультурных особенностей развития цивилизаций: религии, городов, понятия собственности и др.. Изобразительное искусство как отражение эмоций, духа и достижений цивилизации. Благодатная сила земли, золотой дух зерна и тема урожая (яблоко, пшеница, картофель, капуста, огурцы) в живописи как передача эмоционального и духовного состояния художников. Урожай - божественный дар человеку.. Ассоциация огурца с мощным источником жизни: вода и семена. Многозначность символики огурца в живописи. Оценка вклада почвенного плодородия, благодатной силы земли, в развитие изобразительного искусства. В лекции использованы работы художников: Питер Брейгель старший и младший, Г.Г. Мясоедов, Жан-Оноре Фрагонар, Франс Снейдерс, Иоахим Бейкелар, Орест Кипренский, Винсент Ван Гог,
Карло Кривелли, Козимо Тур, Джованни Беллини, Алексей Венецианов, Аркадий Пластов, Иван Шишкин, Рене Магритт, Караваджо, Лукас Кранах, Владимир Боровиковский, Клод Моне, Густав Климт, Кузьма Петров-Водкин, Петр Кончаловский, Константин Коровин, Илья Репин, Альфред Сислей, Пьер Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Поль Гоген, Пабло Пикассо, Игорь Грабарь, Хаим Сутин, Александр Дейнека и другие.
Широкое освещение темы урожая в полотнах художников – свидетельство вечной тяги человека к живительной силе почвы. Круговорот энергии земли в материальной и духовной сфере общества как надежда на решение экологических проблем через искусство.

Тема 9. Почвоведение будущего. Связь почвоведения с фундаментальными науками.
Достижения фундаментальных наук в решении почвенных проблем. Теории физико-химической механики пористых тел (П.А. Ребиндер, Е.Д. Щукин, Л.Я. Марголис, Е.А. Амелина, В.И.Осипов) и их роль в расшифровке механизмов структуро- и агрегатообразования в почве. Каталитические свойства алюмосиликатов, оксидов и гидроксидов металлов в почве.
Современные экологические вызовы (климатические, эпидемические, загрязнение), и роль
почвы в стабилизации продовольственных проблем. Городское фермерство – «За» и «Против». Создание искусственных почв и конструкций. Экосистемные услуги. Почвы в космических исследованиях. Теория народонаселения. Проблема ограничения земельных ресурсов. Факторы, лимитирующие развитие земледелия. Анализ возможных траекторий развития человечества в условиях роста численности населения и исчерпания природных ресурсов. Доклад «Пределы роста» Д. Медоуза и др. 1972 года, и как жить человечеству в фазу упадка, а не роста.

Результаты обучения

Знать: 

  • роль почвы в развитии цивилизации, религии, религиозного и научного мышления, прикладных и фундаментальных наук; 
  • геополитическую роль почвы в формировании социальной структуры общества (экономика, здоровье, искусство); 
  • периоды истории цивилизации по их отношению к природе и почве; 
  • роль черноземов в развитии общества и в современном мире; 
  • роль почвоведов в работе Переселенческого управления; 
  • научную парадигму в почвоведении; 
  • концепцию матричной организации почв;
  • достижения фундаментальных наук в решении почвенных проблем; 
  • основные труды почвоведов МГУ в области «Почва и социум».

Владеть: 

  • основами знаний о почве для понимания и анализа ее роли в жизни человека и общества; 
  • практическими навыками работы с научными и методическими материалами экологической и социальной направленности для решения научно-исследовательских работ; 
  • системным подходом и экологическим мировоззрением, способствующим социальной интеграции. 

Уметь: 

  • анализировать явления и процессы в развитии общества по отношению к природе и почвам с экологической и социально-экономической точек зрения; 
  • использовать полученные знания в научно-исследовательской работе по почвоведению, экологическим и природоохранным изысканиям, а также социальным проектам в городской сфере, самостоятельно обучаться, познавать и решать поставленные задачи;
  • осознавать значение природного наследия для сохранения и развития современной цивилизации. 

Формируемые компетенции

В результате изучения дисциплины у студентов формируются следующие общепрофессиональные компетенции:
По направлению 05.03.06 «Экология и природопользование»:
ОПК-1. Способен использовать философские концепции и методологию научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени;
способен использовать базовые знания математики и естественных наук (физики, химии,
биологии, экологии и наук о Земле) при решении задач в области экологии  и природопользования.
ОПК-2. Способен использовать знания специальных и новых разделов экологии, геоэкологии и природопользования для решения научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности; владеет теоретическими знаниями основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы, устойчивого развития и наук об окружающей среде.
По направлению 06.03.02 «Почвоведение»:
ОПК-1. Способен для решения профессиональных задач использовать основные закономерности в области математики, физики, химии, наук о Земле, биологии и экологии, прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности.
ОПК-2. Способен использовать фундаментальные представления истории почвоведения и современные методологические подходы для постановки и решения задач профессиональной деятельности; способен использовать в профессиональной деятельности теоретические и практические основы фундаментальных дисциплин почвоведения.
 

Направления подготовки

Знания

 

Умения

 

Навыки

 

портрет преподавателя

Зубкова Татьяна Александровна

Доктор биологических наук
Должность: старший научный сотрудник лаборатории физики и технологии почв кафедры физики и мелиорации почв факультета почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова

Сертификат

Электронный сертификат слушателю выдается при достижении 41% от итоговой оценки за курс и успешной итоговой аттестации. Сертификат с отличием, как правило, выдается при достижении 82% от итоговой оценки за курс и успешной аттестации с баллом за итоговый тест от 82%.

Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.

Похожие курсы