course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Целью изучения дисциплины является формирование у выпускников соответствующих компетенций, позволяющих им обоснованно и результативно применять экологические знания при решении профессиональных задач в различных областях, осваивать новые современные методы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в своей личной и профессиональной деятельности.
Дисциплина состоит из двух разделов (модулей): «Основы общей экологии» и «Основы прикладной экологии».
Основными задачами раздела «Основы общей экологии» является знакомство с предметом экологии, ее историей, со структурой экосистем, их функционированием, с круговоротом веществ и действием экологических факторов, т.е. приобретение студентами знаний основных положений общей экологии, как научной базы охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности.
Основными задачами раздела «Основы прикладной экологии» является знакомство с глобальными, региональными и локальными экологическими проблемами, оценкой влияния окружающей среды на здоровье человека, нормированием качества окружающей среды, экологическими принципами природопользования, инженерной защиты окружающей среды и управления природно-техническими системами для минимизации антропогенного воздействия на природную среду и обеспечения техносферной безопасности.
Курс "Экология" включает 8 тем. Каждая тема начинается с видеолекции и содержит также конспект, материалы для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля и тест (не обязательный) по лекции. Освоение каждой темы предполагает интенсивную самостоятельную работу слушателей.
Промежуточная оценка качества освоения дисциплины включает результаты двух тестов (по 20 вопросов), проводимых после освоения модулей 1 и 2 соответственно. Итоговый контроль осуществляется по результатам теста (40 вопросов) по курсу в целом, к которому студенты допускаются при условии успешного выполнения 2-х промежуточных тестов. Тест считается выполенным при получении не менее 60% правильных ответов.
В преподавании дисциплины наряду с использованием таких современных образовательных технологий как видеолекции, предусмотрено также проведение практических занятий. Практические занятия представляют собой интерактивное имитационное моделирование с использованием компьютерных моделей различных природно-технических систем. Практические занятия проводятся в компьютерных классах под контролем преподавателя и не входят в данный дистанционный курс.
Основная литература:
1. Федоров М.П. и др. Экологические основы управления природно-техническими системами. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007, 2008.
2. Блинов А.В. Глобальная экология: учебное пособие для вузов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та; 2010.
Дополнительная литература:
1. Бродский А.К. Общая экология: учебник для вузов. М.: Академия, 2010.
2. Дроздов В.В. Общая экология. СПб.: РГГМУ; 2011. - 412 с.
3. Федоров М.П., Чусов А.Н., Яковлев В.В. Модели управления безопасностью природно-технических систем / Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2014 - 261 с.
Internet-ресурсы
Для самостоятельной работы студентов рекомендуются материалы, размещенные на сайтах:
Экологический портал: http://www.ecology-portal.ru/
Всероссийский экологический портал: http://ecoportal.su/
Экологический портал России и стран СНГ: http://ecologysite.ru/
В процессе изучения дисциплины "Экология" слушатели используют знания основ биологии, географиии, химии, физики, математики, полученные в средней школе.
1. Основы общей экологии
1.1. Введение. Предмет и задачи экологии. Биосфера и человек: структура биосферы. Основные понятия экологии, ее место в системе наук. История экологии. Экология и инженерная охрана природы.
1.2. Экологические системы, их типы, состав и структура. Потоки энергии и