наверх

Язык эффективной коммуникации в профессиональном общении

Дату старта объявим позже

Дата начала записи на курс еще не объявлена

  • 10 недель

    длительность курса

  • от 2 до 4 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Коммуникативные навыки, несомненно, важны для каждого члена общества, однако для людей, избравших путь академической и исследовательской деятельности, они играют поистине ключевую роль. Лаконичное, точное и стилистически корректное изложение мыслей, верное использование языковых средств свидетельствуют об умении исследователя доносить свои идеи до аудитории и говорят об его способностях не меньше, чем научные достижения.
Данный курс предназначен для тех, кто хотел бы научиться наиболее эффективно использовать язык в среде деловой и профессиональной коммуникации. Курс формирует навыки, которые пригодятся как аспирантам, так и начинающим преподавателям, а также всем тем, чья профессиональная деятельность связана с академической средой. Поскольку в современном мире широко распространено взаимодействие научных и деловых проектов, полученные навыки слушатели смогут в дальнейшем применить в любой из избранных ими сфер деятельности.

Программа курса

1. Терминология как инструмент эффективного профессионального обращения 

1.1 - Терминология и терминоситема: базовые характеристики

1.2 - Неточное использование терминов

1.3 - История вопроса: коротко​

1.4 - Терминологические и энциклопедические словари​

1.5 - Знание терминологии – лакмусовая бумажка профессионализма​

1.6 - Термин: базовые характеристики понятия​

1.7 - Встроенное практическое задание

2. Язык образовательного права (Доброхотова)

2.1 - Образование и образовательное право

2.2 - Основные элементы структуры образования​

2.3 - Система принципов образовательного права

2.4 - Международные и национальные рамки права личности на образование

2.5 - Единство образовательного пространства и академическая мобильность

2.6 - Компетентностно-ориентированный подход; стандартизация образования 

3. Виды и язык правовых коммуникаций в образовательной среде (Доброхотова)

3.1 - Система образовательных отношений

3.2 - Дифференциация участников образовательной деятельности

3.3 - Линия «Образовательные организации и обучающиеся»

3.4 - Линия «Образовательные организации и педагогические работники»

3.5 - Линия «Обучающиеся и педагогические работники»

3.6 - Коммуникация «Представление результатов научно-педагогической работы»

4. Основы педагогической коммуникации в высшей школе

 

4.1 -Педагогическая коммуникация: понятие и формы​

4.2 - Коммуникативные аспекты подготовки и проведения лекции. Часть 1

4.3 - Коммуникативные аспекты подготовки и проведения лекции. Часть 2

4.4 - Коммуникативные аспекты подготовки и проведения лекции. Часть 3

4.5 - Коммуникативные аспекты проведения семинарских занятий. Часть 1

4.6 - Коммуникативные аспекты проведения семинарских занятий. Часть 2

4.7 - Коммуникативные аспекты проведения практических занятий

5. Профессиональная самопрезентация в онлайн-среде 

5.1 - Социально-психологические характеристики коммуникации в Интернете​ Часть 1

5.2 - Социально-психологические характеристики коммуникации в Интернете Часть 2

5.3 - Платформы онлайновой самопрезентации, их функции, ограничения и особенности

5.4 - Российские исследования психологии интернет-коммуникации и концепция «репутационной прокачки»

5.5 - Защита персональной информации в онлайновой среде

Модуль 6. Профессиональная коммуникация в интернет-сообществах 

 

6.1 - Интернет-сообщества как особые социально-коммуникативные системы

6.2 - Интернет-сообщества: ​определение, специфика​ и причины развития

6.3 - Цели и причины формирования интернет-сообществ

6.4 - Виды интернет сообществ, структура участия и социальная динамика в интернет-сообществе

6.5 - Типология интернет-сообществ​

6.6 - Социальная идентичность и особенности социального ​влияния в интернет-сообществах

7. Современные информационные технологии в научной коммуникации

 

7.1 - Мировые научные базы данных

7.2 - Электронные библиотеки

7.3 - Базы данных событий и конференций​

7.4 - Системы проверки на плагиат​

7.5 - Онлайн редакторы и переводчики​

7.6 - Системы для формирования библиографий​

7.7 - Основные библиографические стили

8. Профессиональная коммуникация в разных культурах 

 

8.1 - Китай – социокультурные особенности​

8.2 - Япония – социокультурные особенности

8.3 - Корея - социокультурные особенности

8.4 - Страны Ближнего Востока

8.5 - Европейские страны – Норвегия, Италия, Испания, Швеция

8.6 - Страны Южной Америки как особая культура

8.7 - США и Канада - гонка за успех

9. Кризисная коммуникация в профессиональной среде 

9.1 - Понятие и характеристики кризиса

9.2 - Типологии кризисов

9.3 - Кризисные коммуникации. Базовое понимание и характеристики​

9.4 - Принципы и технологии кризисных коммуникаций​

9.5 - План кризисных коммуникаций​

9.6 - Кризисная коммуникация в сетевой среде

 

 

Результаты обучения

В результате освоения программы онлайн-курса студент должен

Знать:

  • современные концепции профессиональной и общенаучной терминологии
  • правила речевого поведения в профессиональной коммуникации в соответствии с законодательством, моральными и этикетными нормами и этическими профессиональными кодексами;
  • современные электронные каталоги научной информации
  • правила профессиональной самопрезентации в сетевой среде;
  • особенности коммуникации с аудиторией в ходе преподавательской деятельности.
  •  

Уметь:

  • пользоваться современными цифровыми каталогами научной информации;
  • эффективно использовать научную терминологию в профессиональной коммуникации;
  • вести коммуникацию с учетом разницы национальных культур;
  • пользоваться законодательством в сфере профессионального общения.

Владеть:

  • приемами эффективной профессиональной коммуникации;
  • навыками интерпретации профессиональных знаний неспециалистам;
  • основными приемами педагогической коммуникации в высшей школе.

Формируемые компетенции

Способен организовывать и осуществлять деловую и профессиональную коммуникацию с использованием современных методов и технологий на государственном языке РФ в устной и письменной форме, с учетом особенностей выбранной специальности, как со специалистами, так и с неспециалистами.

Способен организовывать и осуществлять научную коммуникацию с использованием современных методов и технологий на государственном языке РФ, представляя результаты своей исследовательской деятельности в научных докладах и текстах научной направленности, а также материалах, предназначенных для неспециалистов.

Направления подготовки

Подходит для всех уровней подготовки.

Гавра Дмитрий Петрович

Доктор социологических наук, профессор
Должность: заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнeсе

Пивоваров Александр Михайлович

Кандидат социологических наук
Должность: доцент кафедры социологии культуры и коммуникации

Родионова Елизавета Валерьевна

Кандидат социологических наук, доцент
Должность: доцент кафедры социологии культуры и коммуникаций

Быкова Елена Владимировна

Доктор филологических наук, профессор
Должность: профессор кафедры связей с общественностью в бизнeсе

Царева Анна Владиславовна

Кандидат экономических наук
Должность: доцент кафедры социологии культуры и коммуникации

Доброхотова Елена Николаевна


Должность: кандидат юридических наук