course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Уважаемые слушатели, некоторые материалы данного курса доступны для ознакомительного просмотра. Чтобы получить доступ ко всем материалам курса, необходимо оплатить его.
Курс представляет собой попытку охватить весь жизненный и творческий путь Толстого и рассмотреть взаимосвязь между его произведениями и его мировоззрением. В лекциях освещены творческая эволюция и биография писателя, дана оригинальная интерпретация как отдельных произведений, так и художественной философии автора в целом. Курс, приуроченный к 200-летию Льва Николаевича, должен дать целостное и глубокое представление о наследии великого русского писателя и мыслителя.
Лев Николаевич Толстой прожил 82 года и написал 90 томов самых разнообразных сочинений — романов, повестей, рассказов, драм, комедий, дневников и писем. Охватить весь этот материал невозможно, однако слушатели данного курса узнают самое главное: основные вехи его биографии, характеристику его главных сочинений и основ его мировоззрения.
Курс состоит из двух разделов, подготовленных двумя преподавателями.
В первом разделе (модули 1–5, 8–9) будут охарактеризованы главные этапы жизненного и творческого пути Толстого, такие как история его семьи, его военная служба на Кавказе и в Крыму во время войны, его педагогическая деятельность. Слушатели узнают об истории замыслов и об источниках главных произведений, о мировоззренческом кризисе Толстого и изменении его убеждений, о проповеди покаяния и опрощения, о трагическом уходе Толстого из родного дома и о его смерти.
Второй раздел (модули 6–7) посвящен философским аспектам толстовского наследия. В нем слушатели узнают о религиозно-философском учении Толстого в его двух вариантах, выраженных в трактатах «В чем моя вера?» и «О жизни», о критике учения Толстого в русской философии начала ХХ века, об эстетике Толстого, о влиянии идей Толстого на философию конца XIX–ХХ века.
В заключение курса будет указана литература, которую могут прочесть те, кто захочет более углубленно познакомиться с этой темой.
Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов, тестирование по пройденному материалу. Для получения сертификата необходимо выполнить все задания, тесты и написать финальный экзамен.
Обучение на курсе не требует специальной подготовки.
Модуль 1. Детство. Отрочество. Юность
Вступление. История предков и семьи Л. Н. Толстого и ее отражение в его творчестве. Детство и юность писателя. Дневники и «История вчерашнего дня». Автобиографическая трилогия: «Детство», «Отрочество», «Юность».
Модуль 2. Военная служба и военная проза
Военная служба Толстого и его участие в боевых действиях. Кавказские очерки и героизм в понимании Толстого. Три образа войны в «Севастопольских рассказах». Поэтика военных рассказов.
Модуль 3. Толстой в 1855–1862 гг.
Толстой после Крымской войны. «Утро помещика»: вековое недоверие крестьян к барину. Первое заграничное путешествие. Рассказ «Люцерн». Отношения с крестьянами и педагогические идеи Толстого. Повесть «Казаки»: тема «естественного человека». Повесть «Семейное счастие». Женитьба Толстого.
Модуль 4. «Война и мир»
Творческая история романа. Замысел: от 1856-го к 1805 году. Творческая история романа. Прототипы и протосюжеты. Творческая история романа. Работа с источниками, история публикации. Проблематика романа. «Естественные» и «искусственные» люди». Проблематика романа. Семейные кланы и главные герои. Проблематика романа. Историософия Толстого, различия войн 1805 и 1812 г. Кутузов и Наполеон.
Модуль 5. «Анна Каренина»
Замысел романа о семейном счастье. Творческая история «Анны Карениной». Причины трагедии Анны. Личное и общественное в образах Каренина и Вронского. Проблема вины и различные истолкования эпиграфа к роману. Автобиографическое в образе Константина Левина. Левин и Кити. «Анна Каренина» как энциклопедия 1870-х годов. Отношение Левина к «перевалу» русской истории, его хозяйственные эксперименты и отношение к народу. Причины духовного кризиса Левина и обретение выхода в жизни «по-божьи». Кризис Толстого.
Модуль 6. Толстой-философ
Причины перелома в мировоззрении Толстого в конце 1870-х годов. Движение от философии Просвещения к неклассической философии. Анализ трактата «В чем моя вера?»: критика церковной традиции и поиски истинного христианства. Первая версия религиозно-философского учения Толстого. Критика учения Толстого в русской философии начала ХХ века (работы Н. Бердяева, С. Булгакова, Вл. Соловьева, С. Франка и др.). Анализ трактата «О жизни». Вторая версий религиозно-философского учения Толстого. Представление о двух формах жизни — «животной» и божественной. Принцип непротивления злу насилием и его смысл. Эстетика Толстого. «Что такое искусство?» и другие работы 1890-х годов.
Модуль 7. Позднее творчество Толстого как художественная иллюстрация его религиозных идей. Влияние идей Толстого
Анализ повестей «Хозяин и работник» и «Смерть Ивана Ильича». Художественное выражение идеи двух форм жизни. Движение к модернистской эстетике. Взаимодействие образов и идей Л. Толстого и Ф. Достоевского. Скрытая критика просветительского мировоззрения Толстого в романе «Подросток». Сходство религиозных исканий двух писателей. Анализ повести «Фальшивый купон»: проблема зла у позднего Толстого и диалог с Достоевским. Влияние учения Толстого на Ф. Ницше, отражение идей Толстого в трактате «Антихрист». Влияние идей Толстого на формирование общеевропейского течения «философии жизни». Толстой и Анри Бергсон.
Модуль 8. Жизнь и творчество Толстого в 1870-е — 1890-е годы
«Азбука» и народные рассказы. «Кавказский пленник». Толстовство. Деятельность издательства «Посредник». Драматургия Л. Н. Толстого 1880-х годов: «Власть тьмы» и идея народной драмы. Драматургия Л. Н. Толстого 1880-х годов: «Плоды просвещения» и толстовская сатира. «Смерть Ивана Ильича». Жизнь Толстого после кризиса.
Модуль 9. «Воскресение»
Жизненные истоки и творческая история романа. Концепция «духовного» и «животного» человека. Падение и воскресение Дмитрия Нехлюдова и Катюши Масловой. Социально-критическая направленность романа. Суд, церковь, администрация, светское общество в изображении Толстого. Двойственность образов революционеров в романе. Толстовский принцип «остранения». Объективность и субъективность в романе. Жизнь и публицистическая деятельность Толстого в начале 1900-х годов.
Модуль 10. Последние годы жизни. Уход и смерть Толстого
Позднее творчество Толстого. «Хаджи-Мурат». Позднее творчество Толстого. «Отец Сергий». Позднее творчество Толстого. «Живой труп». Последние годы. Семейный конфликт, его отражение в творчестве Толстого. Уход и смерть Толстого. Восприятие творчества Толстого в XX и XXI веках. Рекомендуемая литература.
По завершении этого курса учащиеся будут:
Знать:
1. фабульно-сюжетное содержание рассматриваемых в курсе произведений, историю их создания, исторический, культурологический, историко-литературный контекст;
2. хронологию жизни и творчества Л. Н. Толстого;
3. ключевые философские и литературоведческие понятия и концепции необходимые для понимания творчества Л. Н. Толстого и его мировоззрения;
4. современное состоянии толстовского наследия и ключевые научные работы, ему посвященные.
Уметь:
1. анализировать и интерпретировать тексты Л. Н. Толстого с опорой на имеющуюся информацию;
2. воспринимать и излагать литературоведческую и философскую информацию;
3. использовать научную, справочную, учебно-методическую литературу.
Владеть:
1. основным терминологическим аппаратом современного литературоведения и истории философии;
2. навыками анализа и интерпретации художественных текстов.
ОК-7 — способность к самоорганизации и самообразованию
ОПК-3 — способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов
ОПК-4 — владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Доктор филологических наук, Ph. D.
Position: профессор кафедры истории русской литературы
Доктор философских наук
Position: профессор кафедры русской философии и культуры Института философии
Сертификат выдается при условии успешного выполнения контрольных заданий и прохождении финального аттестационного испытания с прокторингом.
The cost of passing the procedures for assessing learning outcomes with personal identification - 3600 Р.