наверх

Задачи и техника лингвистической экспертизы

 width=
Старт через 5 дней
26 дней
До конца записи
Курс знакомит слушателей с основными понятиями экспертной деятельности, методиками, используемыми при производстве лингвистических экспертиз, их спецификой и областями применения специальных знаний. Прослушав полный курс, студенты смогут самостоятельно проводить исследования продуктов речевой деятельности. Курс может быть интересен лингвистам, юристам, психологам и специалистам в других гуманитарных отраслях знания

О курсе

Курс описывает один из видов практического использования знаний о функционировании языковых единиц в речи, позволяющих закономерно интерпретировать содержание текста путем анализа способов и средств речевого выражения мыслительного содержания, с помощью которых говорящим реализуются коммуникативные задачи убеждающего воздействия и целевые установки высказываний.

Цель курса – дать развернутую характеристику предмету лингвистической экспертизы, объяснить используемую терминологию и познакомить обучающихся с применяемыми методиками лингвистического анализа текста и синтеза коммуникативно-риторической структуры высказывания.

В задачи курса входит: обучение апробированным методикам исследования текстов: 1) в направлении от формы к содержанию с возможностью сопоставительных исследований, 2) последовательному анализу (экспликации) и синтезу (интерпретации) текстовой информации с выработкой навыков функционально-прагматического подхода к продуктам речевой деятельности.

Слушатели, успешно освоившие курс, будут иметь общее представление о современных методах анализа, интерпретации и синтеза текстовой информации, сопряженных с освоением коммуникативно-риторического подхода к продуктам речевой деятельности. Это позволит им самостоятельно проводить экспертные исследования и давать научно обоснованные заключения по широкому спектру вопросов, касающихся общественно значимых результатов речевых действий.

Формат

При прохождении курса студенты будут знакомиться с короткими видеолекциями, выполнять большое количество практических заданий, читать и оценивать работы друг друга, обсуждать наиболее дискуссионные вопросы на форуме.

Требования

Курс предназначен для студентов и аспирантов, освоивших курс грамматики и семасиологии русского языка, для специалистов органов управления образованием субъектов Российской Федерации, специалистов органов управления муниципального образования, иных специалистов системы управления образованием, руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений, преподавателей русского языка и литературы, преподавателей иных предметов, осваивающих программы дополнительного профессионального образования в рамках программ повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Программа курса

Разделы курса:

1. Проблемы исследования прагматической направленности информационных материалов.
2. Основные единицы языка и основные единицы речи, представленные в тексте.
3. Коммуникативно-риторический метод исследования текста, применяемый в лингвистических экспертизах.
4. Коммуникативные задачи и целевая установка текстов экстремистской направленности.
5. Задачи и цель функционально-прагматического анализа.
6. Функционально-понятийные типы риторических пропозиций.
7. Техника семантического анализа предложений и коммуникативного синтеза высказываний.
8. Синтез понятийно-риторических единиц содержания текста.
9. Поэтапное проведение и оформление экспертного исследования.
10. Анализ ошибок, допускаемых при назначении и производстве экспертиз.

На прохождение каждого раздела отводится 1 неделя. По завершении недели обучения слушатели должны выполнить 1 обязательное экзаменационное задание.

Результаты обучения

После прохождения курса студенты смогут самостоятельно проводить экспертные исследования и давать научно обоснованные заключения по широкому спектру вопросов, касающихся общественно значимых результатов речевых действий.
  • 10 недель

    длительность курса

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Кузнецов Сергей Александрович

Доктор филологических наук
Должность: директор Ресурсного центра коммуникативных компетенций

сертификат об окончании курса

Сертификат

Похожие курсы