course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
for studying
Уважаемые слушатели, некоторые материалы данного курса доступны для ознакомительного просмотра. Чтобы получить доступ ко всем материалам курса, необходимо оплатить доступ к материалам.
Курс рассказывает о процессах, происходящих в русской литературе, начиная с позднесоветского времени и до наших дней.
В курсе выявляются истоки формирования постмодернистской литературы, ее сходство и различие с западной литературой, рассказывается о судьбе массовой литературы, о творческом пути ведущих представителей литературы 1990-х годов – Владимира Сорокина, Виктора Пелевина, Бориса Акунина, Татьяны Толстой, Михаила Шишкина и др. Курс дает представление о широком спектре тем, жанров и стилей новой русской литературы. Во второй половине курса описывается «возвращение реализма» в русскую литературу, тенденция к созданию антиутопий, интерес современных писателей к истории, мифу и фольклору, сближение «элитарной» и «массовой» литературы, возвращение к проблематике военной и лагерной литературы позднесоветского периода. В заключение курса дается обзор имен и произведений писателей, недавно дебютировавших в литературе, но уже сумевших получить признание критики и читателей. Таким образом, курс носит информативно-общеобразовательный характер и позволяет обучающимся сориентироваться в бескрайнем море современной словесности.
Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов, тестирование по пройденному материалу. Для получения сертификата необходимо выполнить все задания, тесты и написать финальный экзамен.
Обучение на курсе не требует специальной подготовки.
Модуль 1. Предыстория современной литературы
Модуль 2. Писатели, опередившие свое время
Модуль 3. Рождение русского постмодернизма. Московский концептуализм. Творчество Владимира Сорокина
Модуль 4. Развитие постмодернистской литературы. Творчество Виктора Пелевина
Модуль 5. Между постмодернизмом, «либеральной» и массовой литературой. Творчество Бориса Акунина
Модуль 6. Между постмодернизмом и «гуманной» литературой. Творчество Татьяны Толстой и Михаила Шишкина
Модуль 7. Литературная ситуация 2000-х годов. Творчество Алексея Иванова
Модуль 8. Постмодернистские имперские (анти) утопии и возвращение соцарта
Модуль 9. «Новый реализм» 2000-х годов. Радикальный реализм: творчество Захара Прилепина
Модуль 10. Литература последнего десятилетия. Новые имена и тренды
По завершении этого курса учащиеся будут
Уметь:
1. пользоваться научной, справочной, учебно-методической и критической литературой;
2. понимать и излагать литературоведческую информацию;
3. интерпретировать художественные произведения с опорой на имеющуюся научную информацию, проводить сопоставительный анализ художественных текстов с учетом жанровых традиций, различных литературных направлений и течений.
Знать:
1. основные вехи литературного процесса конца XX – начала XXI века;
2. основные имена писателей и поэтов XX – начала XXI века;
3. содержание наиболее актуальных произведений современной литературы.
Владеть:
1. основным терминологическим аппаратом современного литературоведения;
2. терминами и понятиями, связанными с современным литературным процессом;
3. навыками понимания и анализа художественного текста.
ОК-1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-2 – способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
ОК-6 – способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, оценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности;
ПК-1 – демонстрация знаний современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;
ПК-2 – демонстрация углубленных знаний в избранной конкретной области филологии;
ПК-3 – владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач;
ПК-4 – способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и иных гуманитарных наук для собственных научных исследований;
ПК-5 – владение навыками самостоятельного исследования основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов;
ПК-6 – владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных иными специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта.
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
for studying
Доктор филологических наук, Ph. D.
Position: профессор кафедры истории русской литературы
It is possible to get a certificate for this course.
The cost of passing the procedures for assessing learning outcomes with personal identification - 3600 Р.