наверх

Педагогика и психология современного высшего образования

Дату старта объявим позже

Дата начала записи на курс еще не объявлена

  • 10 недель

    длительность курса

  • от 4 до 8 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

В системе подготовки педагогических кадров для высшей школы курс «Педагогика и психология современного высшего образования» занимает особое место, поскольку показывает основные достижения этой междисциплинарной области как комплексного гуманитарного знания. Структура курса отражает логику развития важнейших педагогических явлений, (в частности, учебной деятельности, преподавания, общения, педагогического взаимодействия), психолого-педагогические закономерности социализации, воспитания и обучения студентов, в том числе, и в контексте андрагогики. Отбор содержания материала в программе курса обусловлен задачами подготовки преподавателя высшей школы в рамках аспирантуры классического университета.

Курс «Педагогика и психология современного высшего образования» предназначен для того, чтобы:

  • интегрировать теоретико-методологические знания аспирантов, полученные при изучении философии, психологии, культурологии, педагогики применительно к закономерностям воспитания и обучения студентов, к проблемам организации образовательного процесса в современном вузе;
  • содействовать становлению базовых общекультурных и профессиональных компетенций аспирантов;
  • способствовать развитию психолого-педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы, сформировать установку на творческий поиск
    в приложении теоретических и методических знаний к решению проблем социализации, воспитания и обучения студентов;
  • обеспечить подготовленность аспирантов к проектированию и организации образовательного процесса в современном вузе, вооружить их знаниями в области образовательных технологий, применяемых в  высшем образования;
  • сформировать у будущих преподавателей высшей школы знание основ научной организации педагогической деятельности, мотивы и умения в области профессионального самообразования.

Требования

Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты):

  • владеть научно-теоретическим категориальным аппаратом педагогики и психологии высшей школы;
  • понимать социально-культурные функции современной высшей школы и перспективы ее развития;
  • знать сущность процесса обучения, общих принципов и алгоритмов построения содержания учебного курса в рамках своей специальности;
  • быть способными к проектированию содержания учебного предмета в рамках учебного плана своей специальности с учетом основных нормативно-правовых документов;
  • уметь применять имеющиеся теоретические знания для решения практических задач по организации познавательной деятельности студентов в различных формах и оптимальными способами;
  • владеть основами современного технологического оснащения процесса обучения в вузе;
  • иметь представление о социализирующей природе высшего образования, о системе специальной деятельности преподавателя вуза, направленной на развитие личности студента как субъекта процесса образования.

Программа курса

Исторические и современные аспекты развития высшего образования:

Модуль 1 «История развития высшей отечественной и зарубежной школы»

Модуль 2. Основные направления развития современного высшего образования

Модуль 3. Организация образовательного процесса в вузе

 Современная психология высшего образования: 

Модуль 4. Психологические особенности студенческого возраста

 Модуль 5. Психология познавательной деятельности и проблемы обучения в высшей школе

 Модуль 6. Педагогическое общение

Современная педагогика высшей школы:

Модуль 7. Цели, содержание, методы обучения в высшей школе

Модуль 8. Образовательные технологии: общая характеристика 

Модуль 9. Деятельность преподавателя

Результаты обучения

Дисциплина участвует в формировании универсальных компетенций, а также иных компетенций, предусмотренных образовательной программой.

Формируемые компетенции

Курс «Педагогика и психология современного высшего образования» базируется на системе общекультурных и профессиональных компетенций, полученных при изучении гуманитарных, социальных наук, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, предусмотренных программой обучения в высшем учебном заведении Российской Федерации.

Направления подготовки

Курс «Педагогика и психология современного высшего образования» изучается обучающимися всех направлений подготовки научно-педагогических кадров. На современном этапе требуется специальная интеграция психолого-педагогического знания применительно к проблемам педагогического процесса в высшей школе.

Знания

По завершению данного курса, обучающиеся будут знать:

1. Историю развития высшей отечественной и зарубежной школы

2. Психологические особенности студенческого возраста

3. Цели, содержание, методы обучения в высшей школе

Умения

По завершению данного курса, обучающиеся будут уметь:

1. Анализировать студенческие субкультуры

2. Взаимодействовать в сфере социальной адаптациеи

Навыки

По завершению данного курса, обучающиеся будут владеть:

1. Информацией об образовательных технологиях в высшей школе

2.Основами профессиональной деятельности преподавателя

3. Нормативно-правовыми аспектами организации образовательного процесса в ВУЗе

Список дополнительной литературы

  1. Даринская Л.А. Педагогика. Дидактика высшей школы. - СПб.,2012.
  2. Зимняя И.А. Педагогическа психология. - М., 2010.
  3. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего образования. - М., 2017 (или 2010).
  4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 2010 (или 1995).
  5. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. - М.,2013.
  6. Дудина М.Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям. - М., 2017.

 

Перечень иных информационных источников

http:// www.ed/gov.ru  (сайт Рособразования)

http:// www.edu.ru (Федеральный портал образования)

http://www.psylib.ukrweb.net (электронная библиотека  по психологии без регистрации).

http://informatika.ru/windows/magaz/higher«Высшее образование в России» электронная версия журнала

Даринская Лариса Александровна

Доктор педагогических наук, доцент
Должность: Профессор кафедры психологии образования и педагогики

Медина Бракамонте Наталья Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент
Должность: Доцент кафедры педагогики и педагогической психологии

Молодцова Галина Ивановна

Кандидат педагогических наук
Должность: доцент кафедры психологии образования и педагогики