наверх

Оптическая наука и визуальные искусства: от Античности до XVII века. Часть 1

10 сентября 2022 - 31 декабря 2024 г.
Курс уже начался
39 дней
До конца записи
  • Русский

    язык курса

  • от 5 до 7 недель

    длительность курса

  • от 5 до 7 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

  • Стоимость 3 600 Р

    за обучение

Данный онлайн-курс является второй частью цикла курсов СПбГУ, посвященного рассмотрению взаимовлияния и взаимопроникновения научных идей и достижений визуальных искусств, развивающихся оптических технологий и их применения в живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве, кинематографе и современных 3D-инсталляциях. Вторая часть цикла посвящена истории взаимодействия оптической науки с искусствами и технологиями во времена Античности и Средних веков. 

О курсе

Концепция курса строится на сравнительной характеристике трех видов интеллектуальной деятельности человека — Наук, Искусств и Технологий. В данном курсе в хронологическом порядке рассматриваются достижения в области естественнонаучной мысли, начиная со времен Античности и заканчивая Средневековьем. Слушатели познакомятся со взглядами на природу зрения таких великих философов, как Платон, Архимед и Евклид, и смогут проследить эволюцию их идей в текстах более поздних авторов, а также разобраться в том, какие представления о свете и зрении имели не только философы-классики, но и восточные гиганты мысли, такие как Альхазен и Ибн Сина. 

Слушатели также узнают об эволюции оптических приборов и о том, как появились привычные нам вещи, например, очки. Что касается связи науки и искусства, слушатели смогут увидеть, как средневековые навигационные устройства превращались в шедевры и в чем секрет волшебности готических храмов.

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и тестирование по пройденному материалу с автоматизированной проверкой результатов. Для получения сертификата необходимо выполнить все контрольные задания и тесты.

Требования

Обучение на курсе не требует специальной подготовки.

Программа курса

Модуль 1. Основы античной оптики
    Урок 1. Античная оптика: мифология, философия, литература
・Свет и зрение в греческой мифологии
・Этапы развития оптического знания
・Античные авторы о зрении
・Другие оптические сюжеты в античной литературе
Урок 2. Зрительные гипотезы
・Зрительные лучи. Гипотеза экстрамиссии
・Гипотеза экстрамиссии. Медицинская традиция
・Гипотеза интрамиссии. Зрение и атомы
・Гипотеза интрамиссии. Иллюзии — «претерпевания»
Урок 3. Структура античной оптики
・Катоптрика. Зеркала плоские и выпуклые
・Катоптрика. Зеркала вогнутые и зажигательные
・«Метеорологика» Аристотеля
・«Диоптрика» Клавдия Птолемея
Модуль 2. Античная оптика и визуальные искусства
    Урок 4. Оптические инструменты как произведения искусства
・Античные зеркала в мозаиках, фресках и вазописи
・От ювелирных кабошонов к оптическим линзам
・Измерение как искусство: гномоны и диоптры
・Астролябия как рукотворная сфера Универсума
Урок 5. Оптика и архитектура
・Оптика и архитектура
・Парфенон как оптический феномен
・Скенография и фресковая живопись
・Скенография и театрон
Модуль 3. Средневековые науки: от метафизики к схоластике
    Урок 6. Интеллектуальные достижения Средневековья
・«Темные века» Европы
・Знание и Вера. В поисках гармонии
・Истоки арабской учености
    Урок 7. Христианская метафизика света и зрения
・Ранняя метафизика света. Символ веры
・Метафизика зрения. Эманации и иллюминации
・«О свете, или О начале форм». Иерархия света
・Катоптрософия — метафизика зеркальности
    Урок 8. Схоластика и университеты
・Методология схоластики: авторитеты и диспуты
・Первые европейские университеты
・Смена авторитетов: рождение Перспективы
Беседа С. К. Стафеева с С. В. Кривовичевым и Т. В. Черниговской о свете как первооснове жизни и о световой метафизике
Модуль 4. Средневековое искусство и прикладная оптика

    Урок 9. Средневековое искусство как воплощенная световая метафизика
・Свет и византийская архитектура
・От световой метафизики к пламенеющей готике
・Витражи: от варки стекла к цветовому чуду
Беседа С. К. Стафеева с Ф. В. Фуртай о влиянии оптики на средневековую архитектуру и другие искусства
    Урок 10. Оптические аспекты иконописи
・Зрительные теории и иконоборчество
・Свет как внутренний мир иконы
・Особенности обратной перспективы икон
    Урок 11. Начала прикладной оптики
・Секреты муранского стекла
・На пути к изобретению: читальные камни
・Краткая история очков: кто первый? 
・Очки в искусстве
Модуль 5. Средневековая оптика: от арабов к латинянам
    Урок 12. Арабская оптика – наука «аль-Маназир»
・Ранняя мусульманская оптика
・Первая оптическая революция
・Задача Альхазена: математика и живопись
    Урок 13. Латинская наука Перспектива
・Перспектива как «экспериментальная наука»
・Математические основы перспективы. Отражение
・Математические основы перспективы. Преломление
・Средневековые представления о зрении
Беседа С. К. Стафеева с Ю. Е. Шелепиным и Т. В. Черниговской: Свет и звук: о разнице в обработке звуковых и световых сигналов головным мозгом
Модуль 6. Средневековые обсерватории и навигационные инструменты
    Урок 14. На пороге инструментальной оптики
・Арабы: вглядываясь в небеса
・Астролябия как аналоговый компьютер
・Астролябия: инструкция по применению
・Латиняне: от астрономии к навигации и геодезии
・Средневековый телескоп? Заключение

Формируемые компетенции

Способность использовать знания современных проблем и новейших достижений физики в научно-исследовательской работе (ОПК-6);
Способность демонстрировать знания в области философских вопросов естествознания, истории и методологии физики (ОПК-7).

Направления подготовки

Знания

По завершении этого курса учащиеся будут:

Знать:

・ключевые события, касающиеся истории античной и средневековой оптики;

・ключевые философские концепции античной и средневековой оптики, а также эволюционный путь этих концепций;

・основные области искусства, на которые развитие науки повлияло напрямую.

Умения

По завершении этого курса учащиеся будут:

Уметь:

・анализировать художественные и иные тексты на предмет отсылок к конкретным историческим фактам и событиям;

・сопоставлять исторические события и определять адекватность датировок фактов из истории науки;

・анализировать произведения искусства и определять, какое достижение науки повлияло на появление данного артефакта. 

Навыки

По завершении этого курса учащиеся будут:

Владеть:

・навыками работы с художественными и иными текстами;

・навыками историко-философского анализа;

・сведениями по истории науки и искусства периодов Античности и Средневековья. 

Стафеев Сергей Константинович

Доктор технических наук
Должность: профессор

Сертификат

Сертификат выдается при условии успешного выполнения не менее 60% контрольных заданий.

Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.

Программы, в которые включен курс

Похожие курсы