up

Оптическая наука и визуальные искусства: от Античности до XVII века. Часть 2

8 February 2023 - 31 December 2024 г.
The course has already started
21 days
Before the end of the enrollment
  • Russian

    course language

  • от 5 до 7 недель

    course duration

  • from 5 to 7 hours per week

    needed to educate

  • 2 credit points

    for credit at your university

  • Cost 3 600 Р

    for studying

Данный онлайн-курс является третьей частью цикла курсов СПбГУ, посвященного рассмотрению взаимовлияния и взаимопроникновения научных идей и достижений визуальных искусств, развивающихся оптических технологий и их применения в живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве, кинематографе и современных 3D-инсталляциях. Третья часть цикла посвящена истории взаимодействия оптической науки с искусствами и технологиями во времена Ренессанса и эпохи Просвещения. 

About

Концепция курса строится на сравнительной характеристике трех видов интеллектуальной деятельности человека — Наук, Искусств и Технологий. В видеолекциях в хронологическом порядке рассматриваются достижения в области естественнонаучной мысли эпохи Ренессанса и эпохи Просвещения. Слушатели познакомятся со взглядами на природу цвета, света и зрения корифеев Возрождения: Франсуа Агвилони, Филиппо Брунеллески и, конечно, Леонардо да Винчи, которому в курсе посвящен отдельный урок. Также слушатели познакомятся с «магом из Неаполя» Джамбаттистой делла Порта, смогут проследить процесс передачи революционных научных идей эпохи Просвещения от Иоганна Кеплера, Галилео Галилея к их последователям и эволюцию их идей в текстах более поздних авторов. Слушатели ознакомятся с содержанием важнейших трактатов по оптике тех эпох, узнают, что такое «перспектива» в понимании авторов XV–XII вв. и в чем заключался принцип работы главных оптических инструментов того времени — камеры-обскуры и «волшебного фонаря», а кроме того — поймут, как только зарождающаяся в то время наука оказала влияние и отразилась на полотнах художников.

Format

Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и тестирование по пройденному материалу с автоматизированной проверкой результатов. Для получения сертификата необходимо выполнить все контрольные задания и тесты. 

Requirements

Обучение на курсе не требует специальной подготовки.

Course program

Модуль 1. Науки и искусства Ренессанса
Урок 1. Горизонты Возрождения
Характеристика эпохи. На грани науки и искусства
Гуманизм и Реформация. Человек в изменяющемся мире
Образование и наука: университеты VS академии
Урок 2. Ренессансная Перспектива
Рождение художественной Перспективы
Линейная перспектива глазами классиков
Перспектива и Обскура. Метод Брунеллески
Урок 3. Оптика Леонардо да Винчи
Хронология оптических исследований
Три перспективы и светотень
Эксперименты. Глаз и зрение. Камера-обскура
Оптические инструменты Леонардо
Модуль 2. На пути к оптической революции
Урок 4. Трансформация Перспективы
Вклад Альбрехта Дюрера
Практические Перспективы XVI века
«Оптикорум» Франсуа Агвилони
Урок 5.  Первые оптические трактаты
Photismi — «Просвещение о свете и тени»
Diaphaneon — «О преломлении»
Столбовая дорога или тупиковый путь?
Урок 6. Джамбаттиста делла Порта: шоумен или ученый?
Маг из Неаполя
Чудеса «Натуральной магии»
«Висящие» образы
Модификация обскуры
De Refractione. Reassessment
Оптика атмосферы и другие «колебания света»
Модуль 3.  Фундамент научной революции
Урок 7. Век рационализма
Характеристика эпохи. Наука XVII века
Характеристика эпохи. Искусство XVII века
Перспективные анаморфозы
Калейдоскопы и зеркальные анаморфозы
Урок 8. Линзы и зеркала
Рождение телескопа. Оптика Галилея и Кеплера
«Иезуитская» оптика
Рождение микроскопа
Урок 9. Светоносный эфир и цветовая палитра
Свойства эфира и скорость света
Дисперсия света и цвета радуги
Гармония света, цвета и звука
Пигменты и палитры
Модуль 4. Волшебная сила искусства
Урок 10. Рождение оптических медиа
Расцвет оптической магии
На сцену выходит Laterna Magica
«Универсальная машина» XVII века
Урок 11. Оптика и живопись. Секреты старых картин
Дэвид Хокни и камера-обскура
Гипотеза: аргументы живописные
Гипотеза: аргументы оптические
В центре — Делфт, вокруг — жаркие споры
Art & Optics. Заключительный аккорд

Formed competencies

Способность использовать знания современных проблем и новейших достижений физики в научно-исследовательской работе (ОПК-6);
Способность демонстрировать знания в области философских вопросов естествознания, истории и методологии физики (ОПК-7).

Education directions

Knowledge

Знать:
・ключевые события, касающиеся истории оптики эпох Возрождения и Просвещения;
・ключевые философские концепции оптики Возрождения и Просвещения, а также эволюционный путь этих концепций;
・основные области искусства, на которые развитие науки повлияло напрямую.

Skills

Уметь:
・анализировать художественные и иные тексты на предмет отсылок к конкретным историческим фактам и событиям;
・сопоставлять исторические события и определять адекватность датировок фактов из истории науки;
・анализировать произведения искусства и определять, какое достижение науки повлияло на появление данного артефакта. 
 

Abilities

Владеть:
・навыками работы с художественными и иными текстами;
・навыками историко-философского анализа;
・сведениями по истории науки и искусства периодов Возрождения и Просвещения. 

Стафеев Сергей Константинович

Доктор технических наук
Position: профессор

Certificate

Сертификат выдается при условии успешного прохождения контрольных заданий в объеме не менее 60%.

The cost of passing the procedures for assessing learning outcomes with personal identification - 3600 Р.

Programs, which includes this course

Similar courses