наверх

Оптическая наука и визуальные искусства: Новое время и современность

30 марта 2023 - 31 декабря 2025 г.
Курс уже начался
4 дня
До конца записи
  • Русский

    язык курса

  • от 5 до 7 недель

    длительность курса

  • от 5 до 7 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 1 зачётная единица

    для зачета в своем вузе

  • Стоимость 3 600 Р

    за обучение

Данный онлайн-курс является заключительной частью цикла курсов СПбГУ, посвященного рассмотрению взаимовлияния и взаимопроникновения научных идей и достижений визуальных искусств, развивающихся оптических технологий и их применения в живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве, кинематографе и современных 3D-инсталляциях. Четвертая часть цикла посвящена истории взаимодействия оптической науки с искусствами и технологиями в Новейшее время и в наши дни.

О курсе

Концепция курса строится на сравнительной характеристике трех видов интеллектуальной деятельности человека — Наук, Искусств и Технологий. В видеолекциях в хронологическом порядке рассматриваются достижения в области естественнонаучной мысли Нового времени и наших дней. Слушатели познакомятся с физикой и, в частности, с оптикой, в современном их понимании, узнают, о чем Гёте заочно спорил с Ньютоном, какой вклад в науку внес М. В. Ломоносов, как наука пришла к верному выводу о корпускулярно-волновом дуализме света, как появление фотографии повлияло на искусство, как работает кино и какой след Сальвадор Дали оставил не только в искусстве, но и в науке. 

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и тестирование по пройденному материалу с автоматизированной проверкой результатов. Для получения сертификата необходимо выполнить все контрольные задания и тесты.

Требования

Данная программа предназначена для широкой аудитории и может использоваться всеми, кто интересуется историей и философией науки, а также искусством.

Программа курса

Модуль 1. Свет и цвет в эпоху Просвещения 
Урок 1. Оптика сэра Исаака Ньютона
Сюжет 1. Ньютон и его «Оптика». Корпускулы или волны?
Сюжет 2. Цветовые системы от Ньютона до Юнга
Сюжет 3. Дисперсия света и проблема хроматизма

Урок 2. Просвещение и борьба за образы
Сюжет 4. «Обрамляющее чудо» XVIII века
Сюжет 5. «Махины для создания перспектив»

Урок 3. Михаил Ломоносов: «Науки юношей питают»
Сюжет 6. О пользе стекла
Сюжет 7. Практическая оптика Михаила Ломоносова
Сюжет 8. Прыжок во времени: сколько же цветов в радуге?

 

Модуль 2. XIX век: новая оптика и новые искусства
Урок 4. Триумф волновой теории
Сюжет 9. Гёте против Ньютона
Сюжет 10. Волны и спектры
Сюжет 11. И снова о цветоощущении
Сюжет 12. Рудольф Арнхейм: психология цветовосприятия

Урок 5. Фотография vs Живопись
Сюжет 13. Синтез оптики и фотохимии
Сюжет 14. Между технологией и искусством
Сюжет 15. Приближаясь к виртуальной реальности

Урок 6. Кинематограф: синтез оптики и механики
Сюжет 16. Предтечи синематографа
Сюжет 17. Рождение Великого немого
Сюжет 18. В главной роли — Петербург
Сюжет 19. Цвет в современном кинематографе
 

Модуль 3. От оптики к фотонике
Урок 1. Новые источники света. Цвета и спектры
Лазеры и светодиоды
Свет для музея: естественный и искусственный
Цвет в кинематографе
От фотолитографии к палитре Энди Уорхола

Урок 2. Время визуализации: художественной и когнитивной
От телевидения к виртуальной реальности
Стереовидение: на пути к 3D
Аналоговая голография: оптоклоны
Цифровая голография: от статики к динамике

Урок 3. Сальвадор Дали: искусство и наука
Сальвадор Дали и наука
Сальвадор Дали и оптика
Голограммы Дали

Урок 4. Оптические технологии на службе искусства
Изучение произведений искусства
Реставрация произведений искусства
SciArt — современное наукоемкое искусство
Финал. Тренируйте мозолистое тело!
 

Результаты обучения

По завершении курса  учащиеся будут:

Знать:

・ключевые события, касающиеся истории оптики Нового и Новейшего времени;

・ключевые научные концепции оптики Нового и Новейшего времени, а также эволюционный путь этих концепций;

・основные области искусства, на которые развитие науки повлияло напрямую.

Владеть:

・навыками работы с художественными и иными текстами;

・навыками историко-философского анализа;

・сведениями по истории науки и искусства периодов Нового и Новейшего времени. 

Уметь:

・анализировать художественные и иные тексты на предмет отсылок к конкретным историческим фактам и событиям;

・сопоставлять исторические события и определять адекватность датировок фактов из истории науки;

・анализировать произведения искусства и определять, какое достижение науки повлияло на появление данного артефакта. 

Формируемые компетенции

способностью использовать знания современных проблем и новейших достижений физики в научно-исследовательской работе (ОПК-6);

способностью демонстрировать знания в области философских вопросов естествознания, истории и методологии физики (ОПК-7).

Направления подготовки

Стафеев Сергей Константинович

Доктор технических наук
Должность: профессор

Сертификат

Сертификат по курсу выдается при условии успешного выполнения не менее 60% контрольных заданий курса

Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.

Программы, в которые включен курс

Похожие курсы