наверх

Методика преподавания иностранного языка

31 января - 31 декабря 2025 г.
Старт через 40 дней
374 дня
До конца записи
  • Русский

    язык курса

  • от 7 до 10 недель

    длительность курса

  • от 4 до 6 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Изучение иностранного языка – это невероятное путешествие, открывающее новые личностные и карьерные возможности. В этом путешествии необходим опытный проводник, который способен сделать этот путь увлекательным и результативным. Именно поэтому изучение иностранного языка с профессиональным преподавателем – это залог быстрого продвижения к цели!

Курс создан для будущих и практикующих преподавателей, которые хотят, чтобы процесс обучения приносил желаемые результаты и доставлял удовольствие. Если вы мечтаете стать уверенным и востребованным преподавателем иностранного языка, успешно работающим как индивидуально, так и в групповом формате, то этот онлайн-курс для вас!

О курсе

Курс содержит тщательно отобранную и доступно изложенную информацию, которая необходима преподавателю-практику, но которая часто ускользает от внимания на традиционных методических курсах. В лекциях обсуждаются практические аспекты формирования и развития всех видов речевой деятельности, а также проверенные опытом секреты профессионального мастерства, которые помогут вам стать конкурентоспособным специалистом на современном образовательном рынке труда.

Курс состоит из семи модулей, каждый из которых посвящен отдельному разделу методики преподавания иностранного языка. В конце каждого модуля предлагаются контрольные задания, дополнительные материалы, вопросы для профессиональной рефлексии и саморефлексии, учебные материалы, полезные интернет-ресурсы для самостоятельного изучения, лонгриды и глоссарий ключевых методических терминов.

Уникальным авторским материалом курса являтся модуль, посвященный дифференциаии в обучении иностранным языкам, а также методологическая модель обучения письму на иностранном языке.

СПбГУ и создатели курса выражают благодарность авторам «Англо-русского терминологического справочника по методике преподавания иностранных языков» к. ф. н. Ирине Леонидовне Колесниковой и к.ф.н. Ольге Алексеевне Долгиной.

Для кого этот курс?

  • Студенты педагогических специальностей, кто выбрал профессию преподавателя иностранных языков и стремительно «наращивает» профессиональные компетенции

  • Практикующие преподаватели-новички иностранных языков, стремящиеся «прокачать» свои профессиональные навыки и мастерство

  • Опытные преподаватели с признаками легкого профессионального выгорания, стремящиеся обрести «второе дыхание» и мотивацию для дальнейшего профессионального роста

  • Тьюторы-фрилансеры, работающие в режиме индивидуального обучения и развивающие себя как независимого эксперта

  • Знатоки иностранных языков, планирующие попробовать свои силы в новой для себя роли преподавателя

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов, тестирование по пройденному материалу. Для получения сертификата необходимо выполнить все задания, тесты и выполнить итоговый экзамен в тестовом формате.

Требования

Обучение на курсе не требует специальной подготовки.

Программа курса

Модуль 1. Обучение чтению на иностранном языке

В данном модуле рассматривается роль чтения, как рецептивного вида речевой деятельности в процессе изучения иностранного языка. Механизмы зрительного восприятия иностранной речи. Интенсивное/экстенсивное и другие виды чтения.  Формирование и развитие основных навыков чтения, а также контроль их сформированности. Методологическая модель обучения чтению на иностранном языке. Разнообразие заданий по чтению на ИЯ. Функции текста на занятиях по иностранному языку. Лайфхаки организации процесса обучения чтению на ИЯ.

Модуль 2. Обучение аудированию или восприятию иностранной речи на слух

Цели обучения восприятию иностранной речи на слух и контекст обучения аудированию. Круги Качру. Роль рецептивного вида речевой деятельности (аудирования) в процессе усвоения и изучения иностранного языка. Механизмы восприятия иностранной речи на слух на различных этапах усвоения иностранного языка. Различные виды аудирования, интенсивное и экстенсивное аудирование. Формирование и развитие навыков аудирования на ИЯ. Методологическая модель обучения аудированию. Объективные и субъективные сложности восприятия иностранной речи на слух. Система упражнений и заданий для формирования и развития навыков аудирования. Приемы контроля сформированности навыков аудирования.

Модуль 3. Обучение устной речи на иностранном языке

Декларативное (эксплицитное) и процессуальное (имплицитное) знание как основа правильности и беглости устной речи на ИЯ. Роль речевой практики в формировании коммуникативной компетенции на ИЯ. Ключевые характеристики монологической речи и речи-взаимодействия на ИЯ. Ситуации, тематическая направленность, степень формальности, речевые функции и нормы речевого этикета стран изучаемого языка. Методологическая модель формирования и развития навыков устной речи на ИЯ. Оптимальные виды работы для различных типов заданий по развитию монологической, диалогической и полилогической устной речи на ИЯ. Ключевые аспекты организации учебного процесса при обучении говорению на ИЯ. Критерии оценивания заданий по говорению и контроль сформированности навыков устной речи на ИЯ. Трудности и проблемы при обучении говорению на ИЯ и пути их решения.

Модуль 4. Обучение письменной речи на иностранном языке

Роль продуктивного вида речевой деятельности (письма) в процессе обучения иностранному языку. Цели и задачи обучения письму на ИЯ (учебное и коммуникативное письмо). Типы текстов и жанр письменного текста как объект обучения письму на ИЯ и как продукт письменной речевой деятельности. Существующие подходы к обучению письму на ИЯ. Методологическая модель обучения письму на ИЯ. Ключевые аспекты исправления ошибок: самокоррекция, взаимная коррекция и коррекция преподавателя. Репертуар заданий на развитие коммуникативного письма на ИЯ. Критерии оценивания письменных заданий и тестирование навыков письменной речи на ИЯ. Как меняется содержание обучения письменной речи на ИЯ в цифровую эпоху.

Модуль 5. Специфика построения урока по иностранному языку

Типы уроков по иностранному языку: как сделать оптимальный выбор. Моноцелевой и полицелевой урок ИЯ. «Урок-передача информации» и «урок-взаимодействие». Модель «три П». Модель «три П наоборот» или модель, основанная на коммуникативных заданиях. Модель Дж Хармера «вовлечениие-изучение-активизация». Модель М. Льюиса «наблюдение, постановка гипотезы, экспериментирование». Ключевые элементы урока/занятия по ИЯ: лайфхаки планирования. 

Модуль 6. Основы организации учебного процесса на уроке по иностранному языку

Как создать благоприятный психологический климат в учебной и управлять групповой динамикой? Урок по ИЯ как совокупность «заданий». Как сделать каждое «задание» методически успешным? Кому, когда и каким образом следует исправлять языковые и речевые ошибки на уроках по ИЯ? Как обеспечить разнообразие режимов работы и типов педагогического взаимодействия на уроках по ИЯ? Как увеличить время речевой практики для обучающихся и сократить время говорения время говорения преподавателя? Специфика обучения иностранному языку требует большого разнообразия функций и ролей преподавателя и обучающихся. Умение быстро менять «роли» как важная компетенция преподавателя иностранного языка. Как увеличить использование изучаемого иностранного языка на уроках по ИЯ при сохранении принципа опоры на родной язык? (переключение кодов/смешение кодов).

Модуль 7. Дифференциация в обучении иностранному языку

Понятия «дифференциация/индивидуализация обучения», «дифференцированный/ индивидуальный подход»  и «дифференцированное/индивидуальное обучение» в обучении ИЯ. Чем отличаются обучающиеся? Значимые для обучения иностранному языку параметры отличий. Почему разноуровневая группа — это штатная ситуация в обучении ИЯ? Почему все разноуровневые группы имеют одинаковые трудности и как их преодолевать? Инклюзивное обучение иностранному языку в условиях групповой работы. Общие дидактические принципы дифференциации в обучении иностранному языку. Дифференциация как модификация языковых заданий учебника. Технология «угасающей поддержки» как одна из стратегий дифференциации. 

Результаты обучения

По завершении этого курса учащиеся будут:

Знать:

  • закономерности процесса обучения иностранному языку, а также роль и место каждого вида речевой деятельности в этом процессе;
  • методологические модели обучения рецептивным и продуктивным видам речевой деятельности на иностранном языке;
  • основные модели и принципы построения занятия по иностранному языку;
  • ключевые составляющие организации учебного процесса;
  • принципы дифференциации в обучении иностранному языку.

 

Уметь:

  • формировать и развивать навыки зрительного восприятия иностранной речи, а также навыки восприятия иностранной речи на слух;
  • использовать методологические модели обучения рецептивным и продуктивным видам речевой деятельности на практике;
  • выстраивать типологию упражнений и заданий по иностранному языку;
  • грамотно планировать занятия по иностранному языку;
  • эффективно управлять учебным процессом;
  • выстраивать инклюзивный процесс обучения для разноуровневых групп с учетом потребностей и трудностей всех обучающихся;
  • модифицировать учебные задания и упражнения, добиваясь оптимального уровня сложности для каждого обучающегося.

 

Владеть:

  • профессиональным преподавательским дискурсом;
  • ключевыми методическими терминами на русском языке;
  • навыками дифференцированного подхода к обучению ИЯ.

Направления подготовки

Беляева Елена Геннадьевна

Кандидат педагогических наук, магистр прикладной лингвистики Бирмингемского университета
Должность: доцент кафедры английского языка в сфере экономики и права

Похожие курсы