язык курса
длительность курса
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Фотографии способны рассказывать истории наравне с текстами, созданными на естественном языке, быть инструментом как социального исследования, так и самопознания. Представленный теоретический материал и выполнение практических заданий позволяет овладеть языком фотографии, необходимым для лучшего понимания уже существующих снимков или создания новых.
Курс состоит из девяти тематически взаимосвязанных модулей. Они не учат держать в руках фотокамеру, замерять экспозицию или настраивать свет, но представляют фундаментальные знания из области теории визуалистики, знакомят с практиками и приёмами использования фотографии в изучении визуальных проявлений жизни человека, способствуют развитию визуальной грамотности и визуального воображения.
Курс будет полезен не только социальным исследователям, но и специалистам в сфере рекламы и масс-медиа, дизайнерам, журналистам, издателям, профессиональным фотографам и фотолюбителям.
Освоение курса предполагает просмотр видео-лекций и других вспомогательных материалов, решение промежуточных тестов для самопроверки и итоговых контрольных тестов по модулям, а также выполнение творческих заданий.
На платформе работает Форум, где открываются темы для обсуждения, как организационных вопросов, так и вопросов, связанных с содержанием курса. Здесь по желанию слушатели могут загружать свои решения тех творческих заданий, которые предлагается выносить на общее обсуждение. Решения оцениваемых заданий выносить на Форум запрещено.
Курс завершается итоговым тестированием с автоматизированной проверкой результатов.
1. Арнхейм Р. «О природе фотографии. Новые очерки по психологии искусства». М.,
Прометей. 1994.
2. Аронсон О. Метакино, М., 2003.
3. Базен А. Что такое кино?, М., 1972.
4. Банников К. Социальная фотосессия // Социальная реальность. 2008. № 8-10. С.
108-116.
5. Барабанщиков В.А., Ананьева К.И., Харитонов В.Н. Организация движений глаз при
восприятии изображений лица // Экспериментальная психология. 2009. Том 2. № 2. С.
31–60.
6. Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды: Статьи по семиотике культуры.
М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 512 с. доступно на сайте: http://www.twirpx.com/
file/51420/
7. Барт Р. Риторика образа// Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994//
http://www.artobraz.kz/st4/
8. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997. http://fotograf.ru/
camera_lucida
9. Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания, IX
(2/96). С. 521-559.
10.Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости:
Избранные эссе. М., 1996. или электронная копия на сайте https://platona.net/load/
knigi_po_filosofii/frankfurtskaja_shkola/
benjamin_v_proizvedenie_iskusstva_v_ehpokhu_ego_tekhnicheskoj_vosproizvodimosti_19
96/57-1-0-1621
11. Богданова Н.М. Фотография как инструмент социологического анализа практик
конструирования визуальной самопрезентации // Журнал социологии и социальной
антропологии. 2012. Том XV. № 2 (61). С. 98 – 113.
12. Богданова Н.М. Джентрификация в Самаре: организация повседневности жителями
старых домов в районах новой застройки // Социология и общество: глобальные вызовы
и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного
Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. – М.: РОС,
2012. – 1 CD ROM. С. 1069-1078.
13. Бойцова О. Структура фотографического сообщения (на примере любительской
фотографии) // http://kogni.narod.ru/boitsova.htm
14. Бойцова О. Фотография в обрядах перехода // Визуальная антропология: настройка
оптики. Сб. науч. ст./ Под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой, П.В.Романова. М: ООО
«Вариант», ЦСПГИ, 2009. С. 189-200.
15. Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии // Интер. 2007.
№4.
и т.д.
Полное среднее образование, бытовое знакомство с фотографией и базовые навыки владения фотокамерой.
Модуль 1. Фотография и язык. Фотография как текст, или Зачем нужна «визуальная грамотность». Как «говорит» фотография, или Истории в картинках. Четыре агента фотописьма и фотографическое приключение. Где рождается смысл: текст и контекст. «Чтение» фотографии: от узнавания до понимания.
Модуль 2. Восприятие фотографии: время и пространство, статика и динамика. Фотография как образ прошлого, или Что значит «помнить фотографией». Время и пространство фотографии. Геометрия фотографии, или Куда приводят углы. Движение в статике фотографии.
Модуль 3. Фотография и общество. История человека в фотографии. Фотография: реальность или вымысел. Фотография как «зеркало» и «идеализатор поведения». Фотоконструкция образа «Я». Жажда жанра.
Модуль 4. Прикладные возможности фотографии в науке. Интеграция фотографии и науки. Назначение фотографии в науке. Партнёрская работа с фотографией. Визуальные методы обратной связи: фотовыявление. Визуальные методы обратной связи: фотоотклик. Фотография и маркетинг: как картинки заставляют нас покупать.
Модуль 5. Практика создания фотографии в целях исследования. Как и зачем фотографировать, если ты не фотограф, а исследователь. Как развить визуальное воображение. Этика работы с фотографией: «вхождение» VS «вторжение». Что такое «портрет с окружением». Три ошибки фотографирующего исследователя.
Модуль 6. Практика анализа фотографии. Секвенционная интерпретация Р. Брекнер. Семиотическая и структурная интерпретация. Герменевтическая и дискурсивная интерпретация. Иконография и иконология Э.Панофского. Контент-анализ фотографии: за и против. Комплексный подход к анализу фотографии.
Модуль 7. Предметное поле фотографических исследований. (Авто)биография и фотография в семейном альбоме. Фотография в исследованиях городского пространства. Идеологичность видения в фокусе фотокамеры. Мода, красота и телесность в зеркале фотографии. Фотография в СМИ: функции и возможности.
Модуль 8. От фотографии к киноплёнке. Кино аттракционов и первые оптические приборы. Фотография как застывший кадр. Фотография как основание природы фильма З. Кракауэра.
Модуль 9. Фотографирование само по себе. К вопросу о мотивах фотосъёмки. Туристическая фотография. Фотография в обрядах перехода. Мобилография, вернакулярная фотография и социальные сети. Фотография как повседневное искусство.
Модуль 10. Итоговое тестирование.
По завершении курса «Как читать фотографию» слушатели смогут:
язык курса
длительность курса
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Кандидат социологических наук
Должность: Доцент кафедры методологии социологических и маркетинговых исследований Самарского университета
Доктор философских наук, Профессор
Должность: Профессор кафедры философии Самарского университета