наверх

Самолёт: от пассажира к инженеру

 width=
15 марта - 7 июня 2018 г.
Завершён
  • 11 недель

    длительность курса

  • от 4 до 10 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Познакомим слушателей с одним из методов управления качеством, позволяющим согласовать видение потребителя продукции и её производителя. На основе аналитического инструмента показать, как бытовое представление о пассажирской воздушной перевозке может трансформироваться в конкретные инженерные характеристики, что из потребительских предпочтений может быть реализовано на практике, а что так и останется фантазией пассажира самолёта.

Сформируем у слушателей представление о самолёте как части авиационного комплекса, познакомить слушателей с основными лётно-техническими характеристиками самолётов, показать элементы конструкторской подготовки на кафедре КиПЛА.

Познакомим слушателей с работой, классификацией и конструкцией воздушно-реактивных двигателей. Показать, какие конструкторские решения, делающие двигатель надежным и безопасным, реализуются на различных этапах жизненного цикла.

Формат

Курс рассчитан на 11 недель. Недельная нагрузка обучающегося по курсу -  10 академических часов.

Требования

Знание основ физики, геометрии и алгебры на уровне школьной программы

Программа курса

Курс состоит из одиннадцати разделов:

Модуль 1. Что такое качество и как им управлять?
Тема 1.1 Введение в курс
Тема 1.2 Всеобщее управление качеством (TQM)
Тема 1.3 Система стандартов управления качеством

Модуль 2. Как планер самолёта обеспечивает комфорт и
безопасность пассажира
Тема 2.1 Самолёты, салоны и кресла
Тема 2.2 Аэропорт
Тема 2.3 Техническое обслуживание и ремонт
Тема 2.4 Управление воздушным движением
Тема 2.5 Окружающая среда
Тема 2.6 Этапы жизненного цикла самолёта

Модуль 3. Как двигатель самолёта влияет на безопасность и комфорт
пассажира.
Тема 3.1 Как работает воздушно-реактивный двигатель?
Тема 3.2 Какие бывают воздушно-реактивные двигатели?
Тема 3.3 Жизнь двигателя: от инженера до пассажира, и немного
шире.
Тема 3.4 Как выбираются параметры двигателя?
Тема 3.5 Как инженеры-двигателисты делают ваш полёт
комфортным и безопасным?

Модуль 4. Ситуационное задание на построение элементов «Дома
Качества» самолёта.
4.1 Постановка задачи слушателям – ознакомление их с
агрегированными группами показателей качества воздушной
перевозки.

Модуль 5. Методы управления качеством
Тема 5.1. Классификация методов управления качеством
Тема 5.2. Оценка качества транспортного обслуживания
Тема 5.3. Структурирование функции качества (QFD)
Тема 5.4. Продуктовое задание по формированию перечня
показателей качества: «Голос пассажира» - определение локальных
показателей качества воздушной перевозки.

Модуль 6. Внешний облик самолёта.
Тема 6.1 Удельная нагрузка на крыло.
Тема 6.2 Тяговооружённость.
Тема 6.3 Масса самолёта.
Тема 6.4 Размеры планера.
Тема 6.5 Центровка.
Тема 6.6 Аэродинамика.

Модуль 7. Жизненный цикл двигателя
Тема 7.1 Выбор параметров двигателя
Тема 7.2 Проектирование узлов: от газовой динамики до прочности
Тема 7.3 Изготовление двигателей: современные технологии
Тема 7.4 Испытания

Модуль 8. Качество услуги воздушной перевозки
Тема 8.1. Системный подход к обеспечению качества воздушной
перевозки
Тема 8.2. Критерии качества обслуживания воздушных перевозок
Тема 8.3. Стандарты качества перевозок и обслуживания пассажиров
воздушным транспортом

Модуль 9. Конструкция планера.
Тема 9.1 Требования.
Тема 9.2 Материалы.
Тема 9.3 Конструктивно-силовая схема.
Тема 9.4 Узлы.
Тема 9.5 Детали.
Тема 9.6 Документация

Модуль 10. Конструкция авиационных двигателей
Тема 10.1 Принципиальные схемы авиационных двигателей
Тема 10.2 Входные устройства: классификация, конструкция и
принцип работы
Тема 10.3 Компрессоры: классификация, конструкция и принцип
работы
Тема 10.4 Камеры сгорания: классификация, конструкция и принцип
работы
Тема 10.5 Турбины: классификация, конструкция и принцип работы
Тема 10.6 Выходные устройства: классификация, конструкция и
принцип работы

Модуль 11. Итоговый тест

Результаты обучения

В результате освоения курса «Самолёт: от пассажира к инженеру» студент будет способен:

  • Структурировать функцию качества
  • Строить «Дом качества»
  • Оценивать параметры самолета и условия его эксплуатации
  • Оценивать параметры газотурбинных двигателей

Соотносить предпочтения потребителя услуги авиационной перевозки с техническими характеристиками воздушного судна

Формируемые компетенции

  • Способностью применять знание подходов к управлению качеством (ОПК-1 ФГОС ВО 27.03.02);
  • Способностью применять инструменты управления качеством (ОПК-2 ФГОС ВО 27.03.02);
  • Способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8 ФГОС ВО 24.03.05) – высокий уровень;
  • Способность составлять описание принципов действия и устройства проектируемых изделий и объектов с обоснованием принятых технических решений (ПК-4 ФГОС ВО 24.03.05) – высокий уровень;
  • Способность и готовность участвовать в разработке самолётов различного целевого назначения (ФГОС ВО 16.01.00) — начальный уровень.
  • Способность и готовность участвовать в разработке конструктивно-силовых схем агрегатов и их узлов (ФГОС ВО 16.01.00) — начальный уровень.

Цапенко Михаил Владимирович

Кандидат экономических наук, Доцент
Должность: Заведующий кафедрой менеджмента, старший научный сотрудник управления инновационных программ Самарского университета

Мрыкин Сергей Викторович

Кандидат технических наук, Доцент
Должность: Доцент кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов Самарского университета

Рыбаков Виктор Николаевич

Кандидат технических наук, Доцент
Должность: Старший научный сотрудник управления инновационных программ, научно-образовательного центра «Двигателестроение», отраслевой научно-исследовательской лаборатории вибрационной прочности и надежности авиационных изделий, доцент кафедры теории двигателей летательных аппаратов Самарского университета

Похожие курсы