наверх

Критическое мышление

Дату старта объявим позже

Дата начала записи на курс еще не объявлена

  • 10 недель

    длительность курса

  • от 4 до 6 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

В этом курсе слушатели познакомятся с основами критического мышления и практиками аргументации. Курс направлен на формирование навыков проблематизации, анализа и рефлексии, осмысляющего мышления: вдумчивое вопрошание, внимательное слушание, непредвзятое восприятие различных точек зрения, умение формулировать и аргументированно разворачивать свою позицию (понимание и отношение к фактам, смыслам и ценностям).

Для связи с командой курса напишите на почту: support.openedu@ido.tsu.ru

О курсе

Критическое мышление  - курс, направленный на развитие надпрофессиональных навыков и  гибких навыков  анализа информации, вопрошания, проблематизации, аргументации, устной и письменной коммуникации с оппонентами,  принятия на  этом основании продуманного решения той или иной задачи. Этот курс может быть интересен широкому кругу потенциальных участников. Он будет полезен не только студентам бакалавриата – основной целевой аудитории, но и другим категориям слушателей, от старшеклассников до магистрантов, аспирантов, то есть практически  для любого человека информационного общества эпохи «пост-правды». Кроме того, именно в критическом мышлении закладываются основания исследовательского и системного мышления, методологической культуры, которые необходимы любому ученому, профессионалу, специалисту. 

Формат

Курс включает:

  • тематические видеолекции;
  • дополнительные материалы, включающие список дополнительной литературы, ссылки на полезную информацию из различных источников и видеоматериалы для самостоятельного просмотра;
  • тестовые задания на оценку.

Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.

Курс рассчитан на 16 недель изучения. Общая трудоемкость курса – 2 зачетные единицы.

1. Герасимова И. А. Введение в теорию и практику аргументации : [учебное пособие для студентов вузов по направлению "Философия"] / И. А. Герасимова. — Москва : Логос, 2010. — 310 с.

2. Гетманова А. Д. Логика : учебник : [для студентов вузов] / А. Д. Гетманова. - 16-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2011. — 415 с.: ил.

3. Кирсанов О.И. Теоретический и практический курс традиционной логики: учебное пособие. – Томск, 2013. – 354 с.

4. Модели рассуждений - 2 : аргументация и рациональность: сборник научных статей / под общ. ред. В. Н. Брюшинкина. — Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. — 245 с.: ил.

5. Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора / С. И. Поварнин ; [авт. послесл. В. И. Аннушкин]. - 4-е изд. - Москва : Флинта [и др.], 2012. — 116 с.

6. Хоменко И. В. Логика. Теория и практика аргументации : учебник : [для студентов высших учебных заведений] / И. В. Хоменко. — Москва : Юрайт [и др.], 2011. — 314 с.: ил.

7. Адлер М. Как читать книги? Руководство по чтению великих произведений. — М., Манн, Иванов и Фербер (МИФ). — 2017.

8. Графф Д., Биркенштайн К. Как писать убедительно? — М., Альпина. — 2018.

9. Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2003. - 280 с.

10. Критическое мышление и письмо. Рабочая тетрадь : учебно-методическое пособие для модуля «Образовательное ядро бакалавриата ТГУ» / Сост.: Ю.С. Осаченко, Е.З. Бахтиярова, А.Н. Губайдуллина, Э.Г. Новикова, Е.Н. Суханова. – Томск : Томский государственный университет, 2019.

Программа курса

Раздел 1. Понятие критического мышления

1.1 Критическое мышление: введение понятия.

1.2 Как развить критическое мышление?

1.3 Мышления разведчика vs мышление солдата

1.4 "В океане информации": основы информационного сёрфинга

Раздел 2. Типы мышления и рациональности

2.1 Критическое мышление в контексте других типов мышления

2.2 Типы мышления и рациональность

2.3 Типы аргументации в медиа

Раздел 3. Критическое мышление и философия

3.1. Критическое мышление, историко-философская ретроспектива: Сократ

3.2. Философские аспекты критического мышления: Декарт и Кант 

3.3. Критический рационализм К. Поппера (1902-1994)

Раздел 4. Роль критического мышления в научном познании

4.1 Cogito ergo sum

4.2 Специфика научного мышления и познания

4.3 Проблематизация и типы вопросов

Раздел 5 . Факты и проблема достоверности информации

5.1 Истина, мнение, предрассудок и стереотип.

5.2 Источники информации: достоверность, фейки и факты

5.3 Интерпретация, восприятие, когнитивные ошибки

5.4 Современные информационные ресурсы

Раздел 6. Понятие

6.1 Что такое понятие?

6.2 Структура и виды понятий

6.3 Отношения между понятиями

6.4 Правила хорошего определения

Раздел 7. Суждение и умозаключение

7.1 Что такое суждение?

7.2 Суждение и тезис

7.3 Умозаключение и доказательство

Раздел 8. Логика и риторика

8.1 Два аспекта аргументации: доказательная и убедительная речь

8.2 Связь риторики с логикой. Аргументация: тезис, аргументы, поддержки

8.3 Софизмы и ошибки аргументации

Раздел 9. Полемика и дискуссия

9.1 Эристика - искусство ведения спора

9.2 Полемика и дискуссия: различие

9.3 Дискуссия и ее формы

Раздел 10. Дебаты

10.1 Дебаты по формату Карла Поппера

10.2 Подготовка кейса

Результаты обучения

Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

 1.1 Осуществляет поиск информации, необходимой для решения задачи.   

1.2 Сравнивает возможные варианты решения, оценивает их преимущества и недостатки, формулирует собственную позицию в рамках поставленной задачи.

•          Умеет искать необходимую информацию по различным источникам («бумажным», цифровым, в режиме диалога с другими индивидами) в заданные сроки и сообразно текущей ситуации.

•          Понимает ценность разноплановой информации для обеспечения нескольких точек зрения и глубины проработки вопроса.

•          Рассматривает даже знакомую ситуацию как «новую» (умение отстраниться от своего опыта, подняться над проблемой, избегание автоматического применения стандартных формул и приемов).

•          Понимает взаимосвязь и взаимоподчиненность отдельных частей общего целого

Формируемые компетенции

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ИУК 1.1 Осуществляет поиск информации, необходимой для решения задачи.   

ИУК 1.2 Сравнивает возможные варианты решения, оценивает их преимущества и недостатки, формулирует собственную позицию в рамках поставленной задачи.

Осаченко Юлия Станиславовна

Кандидат философских наук, доцент
Должность: Доцент кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета НИ ТГУ

Бахтиярова Елена Захаровна


Должность: Старший преподаватель кафедры Философии и методологии науки Философского факультета НИ ТГУ

Губайдуллина Анастасия Николаевна

Кандидат филологических наук
Должность: Доцент кафедры истории русской литературы ХХ века Филологического факультета НИ ТГУ

Новикова Элеонора Геннадьевна

Кандидат филологических наук
Должность: Доцент кафедры общего, славяно-русского языкознания и классической филологии Филологического факультета НИ ТГУ

Похожие курсы