длительность курса
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет основные этапы развития химии и наук о Земле, слушатели получат возможность расширить представления о методологических практиках, применяемых в естествознании.
Первая часть курса «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» построен в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В нем рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: проблема релятивизации научного знания, проблема научного реализма, объективности научного знания.
Во второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа.
Слушатели окажутся в рефлексивной позиции к своей исследовательской деятельности. Анализ проблем, с которыми сталкивались выдающиеся химики, геологи, географы, позволит слушателям по-новому взглянуть на прошлое и будущее науки, увидеть свое место в системе получения новых знаний о природе.
Курс включает:
Предусмотрено итоговое контрольное творческое задание. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.
Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8–12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.
В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники (словари), список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.
Курс ориентирован на аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия естественных наук (химические науки и науки о Земле)», а также соответствующий кандидатский экзамен.
Требуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.
Онлайн-курс состоит из десяти разделов:
Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки
1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)
1.2. Концептуальная модель современной философии науки
Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры
2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки
2.2. Образы науки и стандарты научности
2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки
Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья
3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)
3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки
Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности
4.1. Рост и развитие научного знания
4.2. Философия науки о динамике научной рациональности
4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки
Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки
5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание
5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании
5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке
Раздел 6. Философские аспекты естественно-научной картины мира
6.1. Историко-методологический анализ науки. Понятия «научная картина мира», «идеалы» и «нормы» научного исследования и др.
6.2. Особенности научного языка в химии и науках о Земле
6.3. Практическая природа химических знаний. Связь химии с технологией и промышленностью
6.4. Истоки и основания донаучных химических знаний
6.5. Вклад алхимии в научную химию
Раздел 7. Становление научной химии и ее философско-методологические проблемы
7.1. От ятрохимии к химической революции Лавуазье
7.2. Периодический закон химических элементов и его значение для науки
7.3. Химия XX в. Методы в химии
7.4. Нефтехимия
7.5. Перспективы развития химии в XXI в.
Раздел 8. Философские проблемы геологии
8.1. Науки о Земле как особый комплекс дисциплин
8.2. Место геологии в классификации наук. Предмет геологии – уникальный космический объект и сложная система планета Земля
8.3. Строение Земли и ее эволюция – методологические и теоретико-содержательные проблемы реконструкции
8.4. Геология и экология
8.5. Геохимическое учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
Раздел 9. Философские проблемы географии
9.1. Место географии в классификации наук и ее внутренняя структура
9.2. Философские основы географического способа объяснения мира
9.3. Проблема пространства и времени в науках о Земле
9.4. Картографическое моделирование
9.5. Синергетическая парадигма в науках о Земле
Раздел 10. Итоговая аттестация
Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:
длительность курса
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Доктор философских наук, Профессор
Должность: Заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ
Кандидат философских наук, Доцент
Должность: Доцент кафедры философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ
Сертификат выдается при условии успешного выполнения всех оцениваемых заданий, прохождения итоговой аттестации с идентификацией личности (прокторингом) и набора минимального порога баллов (достижении 50% и более от общего рейтинга). Сертификат с отличием выдается при достижении более 80% от общего рейтинга.