наверх

История и философия науки. Общие проблемы философии науки. Философия химии и наук о Земле.

 width=
18 сентября - 27 ноября 2017 г.
Курс уже начался
8 дней
До конца записи

Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет основные этапы развития химии и наук о Земле, слушатели получат возможность расширить представления о методологических практиках, применяемых в естествознании.

О курсе

Первая часть курса «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» построен в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В нем рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: проблема релятивизации научного знания, проблема научного реализма, объективности научного знания.

Во второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа.

Слушатели окажутся в рефлексивной позиции к своей исследовательской деятельности. Анализ проблем, с которыми сталкивались выдающиеся химики, геологи, географы, позволит слушателям по-новому взглянуть на прошлое и будущее науки, увидеть свое место в системе получения новых знаний о природе.

Формат

Курс включает:

  • тематические видеолекции;
  • тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса).

 

Предусмотрено итоговое контрольное творческое задание. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.

Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8–12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.

В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники (словари), список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.

Требования

Курс ориентирован на аспирантов любых вузов всех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия естественных наук (химические науки и науки о Земле)», а также соответствующий кандидатский экзамен.

Требуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.

Программа курса

Онлайн-курс состоит из десяти разделов:

Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки

1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)

1.2. Концептуальная модель современной философии науки

Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры

2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки

2.2. Образы науки и стандарты научности

2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки

Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья

3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)

3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки

Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности

4.1. Рост и развитие научного знания

4.2. Философия науки о динамике научной рациональности

4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки

Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки

5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание

5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании

5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке

Раздел 6. Философские аспекты естественно-научной картины мира

6.1. Историко-методологический анализ науки. Понятия «научная картина мира», «идеалы» и «нормы» научного исследования и др.

6.2. Особенности научного языка в химии и науках о Земле

6.3. Практическая природа химических знаний. Связь химии с технологией и промышленностью

6.4. Истоки и основания донаучных химических знаний

6.5. Вклад алхимии в научную химию

Раздел 7. Становление научной химии и ее философско-методологические проблемы

7.1. От ятрохимии к химической революции Лавуазье

7.2. Периодический закон химических элементов и его значение для науки

7.3. Химия XX в. Методы в химии

7.4. Нефтехимия

7.5. Перспективы развития химии в XXI в.

Раздел 8. Философские проблемы геологии

8.1. Науки о Земле как особый комплекс дисциплин

8.2. Место геологии в классификации наук. Предмет геологии – уникальный космический объект и сложная система планета Земля

8.3. Строение Земли и ее эволюция – методологические и теоретико-содержательные проблемы реконструкции

8.4. Геология и экология

8.5. Геохимическое учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере

Раздел 9. Философские проблемы географии

9.1. Место географии в классификации наук и ее внутренняя структура

9.2. Философские основы географического способа объяснения мира

9.3. Проблема пространства и времени в науках о Земле

9.4. Картографическое моделирование

9.5. Синергетическая парадигма в науках о Земле

Раздел 10. Итоговая аттестация

Результаты обучения

Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:

  • УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
  • УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач

Формируемые компетенции

  • УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
  • УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач

Направления подготовки

04.06.01 Химические науки
05.06.01 Науки о Земле
Для аспирантов всех тех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия естественных наук (химические науки и науки о Земле)», а также соответствующий кандидатский экзамен.
  • 10 недель

    длительность курса

  • от 8 до 12 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Черникова Ирина Васильевна

Доктор философских наук, Профессор
Должность: Заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ

Ситникова Дарья Леонидовна

Кандидат философских наук, Доцент
Должность: Доцент кафедры философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ

сертификат об окончании курса

Сертификат

Для получения сертификата необходимо успешно выполнить все оцениваемые задания.