наверх

История и философия науки. Общие проблемы философии науки. Философия техники и технических наук

 width=
47 дней
До конца записи
  • 10 недель

    длительность курса

  • от 8 до 12 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет опыт исследований философии техники и методологии технического знания, раскрывающих особенности технических знаний и истории инженерно-технических дисциплин.

О курсе

Первая часть «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» данного курса построен в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В нем рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: проблема релятивизации научного знания, проблема научного реализма, объективности научного знания.

В этом курсе слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа.

Системный и интегративный характер инженерных задач обусловливает тесное взаимодействие естественных, технических и социально-гуманитарных наук, конкретным проявлением которого является появление информатики и информационных технологий. В этом контексте рассматривается техносфера современного постиндустриального общества, положение человека в современной социально-технической среде, особенности современных социальных систем и перспективы глобального технического развития.

Формат

Курс включает:

  • тематические видеолекции;
  • тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса);
  • словарь-тезаурус.

Предусмотрено итоговое задание по содержанию всего курса. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.

Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8–12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.

В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники (словари), список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.

Требования

Курс ориентирован на аспирантов любых вузов всех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия техники и технических наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.

Требуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.

Программа курса

Онлайн-курс состоит из десяти разделов:

Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки

1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)

1.2. Концептуальная модель современной философии науки

Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры

2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки

2.2. Образы науки и стандарты научности

2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки

Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья

3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)

3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки

Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности

4.1. Рост и развитие научного знания

4.2. Философия науки о динамике научной рациональности

4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки

Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки

5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание

5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании

5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке

Раздел 6. Техника как объект исследования. Понятие техносферы

6.1. Возникновение философии техники и обсуждаемые ею проблемы

6.2. Как определить технику?

6.3. Философы о технике

6.4. Человек и человеческая деятельность

6.5. Общество и техносфера

Раздел 7. Технические знания, этапы развития технических знаний

7.1. Техническое знание в доиндустриальный период

7.2. Техника и познание природы

7.3. Становление научного технического знания

7.4. Методология науки и техническое знание

Раздел 8. Технические науки, теория в технических науках

8.1. Абстрактные схемы в технической теории

8.2. Технические науки классического типа

8.3. Системное мышление и неклассические науки

8.4. Информационная революция, понятие информации

8.5. Компьютерная революция и постиндустриальная технологическая волна

Раздел 9. Социальная экспертиза и социальная ответственность в технике

9.1. Основные принципы структуралистского подхода

9.2. Социальная оценка техники

9.3. Этика и развитие техносферы

9.4. Проблема социальной ответственности в технике

9.5. Философия техники и технических наук: заключительная лекция

Раздел 10. Итоговая аттестация

Результаты обучения

В результате освоения курса аспирант должен:

Знать:

  • предмет и проблемное поле истории и философии науки, характер современных социальных проблем, связанных с особенностями функционирования данной сферы общества;
  • уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте;
  • знать основные школы философии науки и основных представителей отечественной и зарубежной философии науки;
  • ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития;
  • сформировать навыки методологического анализа в области теоретических и прикладных исследований.

Уметь:

  • использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач;
  • применять на практике базовые профессиональные навыки;

Владеть:

  • информацией по данной дисциплине, на уровне умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения.

Формируемые компетенции

Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:

  • УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
  • УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач

Направления подготовки

02.06.01 Компьютерные и информационные науки
07.06.01 Архитектура
08.06.01 Техника и технологии строительства
09.06.01 Информатика и вычислительная техника
10.06.01 Информационная безопасность
11.06.01 Электроника, радиотехника и системы связи
12.06.01 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
13.06.01 Электро- и теплотехника
14.06.01 Ядерная, тепловая и возобновляемая энергетика и сопутствующие технологии
15.06.01 Машиностроение
16.06.01 Физико-технические науки и технологии
18.06.01 Химическая технология
19.06.01 Промышленная экология и биотехнологии
20.06.01 Техносферная безопасность
21.06.01 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых
21.06.02 Геодезия
22.06.01 Технологии материалов
23.06.01 Техника и технологии наземного транспорта
24.06.01 Авиационная и ракетно-космическая техника
25.06.01 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
26.06.01 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
27.06.01 Управление в технических системах
28.06.01 Нанотехнологии и наноматериалы
29.06.01 Технологии легкой промышленности
Для аспирантов всех тех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки (общие проблемы философии науки)» и «История и философия науки. Философия техники и технических наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.

Черникова Ирина Васильевна

Доктор философских наук, Профессор
Должность: Заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ

Чешев Владислав Васильевич

Доктор философских наук, профессор
Должность: Профессор кафедры философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ

Сертификат

Сертификат выдается при условии успешного выполнения всех оцениваемых заданий, прохождения итоговой аттестации с идентификацией личности (прокторингом) и набора минимального порога баллов (достижении 60% и более от общего рейтинга). Сертификат с отличием выдается при достижении более 80% от общего рейтинга.