наверх

Психология труда, инженерная психология и эргономика

 width=
18 сентября - 27 ноября 2017 г.
Курс уже начался
6 дней
До конца записи

Курс является базовым для формирования компетенций специалиста–исследователя и специалиста–практика, для освоения дисциплин, связанных с управлением и организацией трудовой деятельности, социальной поддержкой различных категорий граждан, экспертизой и оценкой эффективности трудовой деятельности. Цель курса – изучение фактов и закономерностей психической регуляции функционирования и формирования человека как субъекта труда.

О курсе

Курс направлен на:

  • понимание междисциплинарности и гуманитарности проблемы изучения особенностей трудовой деятельности;
  • глубокое изучение наиболее важных законов в различных отраслях научного знания о труде;
  • освоение технологий эффективной организации деятельности и регулирования работоспособности и утомления;
  • изучение методов диагностики профессиональной направленности человека;
  • изучение основных теоретических подходов к пониманию мотивации трудовой деятельности;
  • изучение концепций профессионализма и профессиональных кризисов;
  • освоение технологий эффективного построения карьеры.

Программа курса предполагает активный анализ собственного профессионального опыта, а также сопоставление результатов собственного систематического наблюдения за базовыми элементами трудовой деятельности и данных литературных источников.

Формат

Курс включает:

  • тематические видеолекции;
  • одновариантные тестовые задания на оценку (по 8–16 вопросов к каждому разделу курса);
  • задание на взаимное оценивание, посвященное анализу режима труда и отдыха;
  • вопросы к обсуждению на форуме курса.

Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.

Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8-12 часов. Общая трудоемкость курса – 4 зачетные единицы.

В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники (словари), список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.

Требования

Курс ориентирован на студентов программ очного и заочного бакалавриата гуманитарных, педагогических, юридических и менеджерских направлений образования, а также магистров и аспирантов данных направлений, прошедших обучение по программам бакалавриата в различных вузах и по различным специальностям. Необходимый уровень подготовки – базовые общекультурные компетенции, сформированные на младших курсах бакалавриата.

Программа курса

Онлайн-курс состоит из семи разделов:

Раздел 1. Отрасли науки, занимающиеся изучением трудовой деятельности.

1.1. История развития гуманитарных знаний о труде.

1.2. Формирование научных отраслей изучения трудовой деятельности в 20 веке.

1.3. Инженерная психология и HCI как науки.

1.4. Эргономика как наука.

1.5. Психология труда как наука.

Раздел 2. Психофизиологические характеристики трудовой деятельности.

2.1. Работоспособность.

2.2. Утомление.

2.3. Режим труда и отдыха.

2.4. Напряжённость трудовой деятельности

2.5. Функциональные состояния работника.

Раздел 3. Психологические характеристики трудовой деятельности.

3.1. Труд как предмет гуманитарных исследований.

3.2. Профессиональная пригодность и трудоспособный возраст.

3.3. Основные формы занятости современного работника.

3.4. Понятие профессии.

3.5. Способы описания профессий.

Раздел 4. Мотивация трудовой деятельности.

4.1. Ранние научные теории мотивации к труду.

4.2. Социально-психологический подход к мотивации трудовой деятельности.

4.3. Содержательные теории мотивации.

4.4. Процессуальные теории мотивации.

Раздел 5. Психология профессионализма.

5.1. Ценностный подход к пониманию профессионализма.

5.2. Этапы профессионализации.

5.3. Компетентностный подход к профессионализму.

5.4. Виды профессиональных компетенций.

Раздел 6. Профессиональные дефициты современного работника.

6.1. Профессиональные кризисы.

6.2. Возможности управления профессиональным кризисом.

6.3. Профессиональные деструкции.

6.4. Профилактика профессиональных деструкций.

Раздел 7. Современные подходы к построению карьеры.

7.1. Понятие самоопределения и его базовые характеристики.

7.2. Интегративные концепции самоопределения.

7.3. Профессиональное самоопределение.

7.4. Профессиональная перспектива.

7.5. Современные подходы к пониманию карьеры.

Раздел 8. Управление карьерой и профессиональная ориентация.

8.1. Понятие профессиональной ориентации.

8.2. Профессиональное просвещение и пропаганда и профессиональное обучение.

8.3. Профессиональный отбор и профессиональный подбор.

8.4. Профессиональная адаптация и профессиональная реабилитация.

Раздел 9. Технологии психологического сопровождения современного специалиста.

9.1. Этические проблемы психологического сопровождения современного специалиста.

9.2. Профессиональная консультация.

9.3. Групповая консультация и тренинг для специалистов.

Раздел 10. Итоговая аттестация.

Результаты обучения

В результате освоения курса студент:

1.       Сформирует навык распознавания различных функциональных состояний работника в процессе трудовой деятельности;

2.       Освоит технологии определения типа профессиональной направленности человека;

3.       Освоит технологии выявления базовых мотиваторов трудовой деятельности;

4.       Сформирует навык определения уровня профессионализма и индикаторов наличия профессиональных деструкций у работника;

5.       Сформирует навык применения базовых процедур сопровождения и поддержки процесса профессионализации работника.

Формируемые компетенции

В результате освоения курса студент способен:

  • (ПК-12, I уровень) к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества;
  • (ПК-13, I уровень) к проведению работ с персоналом организации с целью отбор кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса;
  • (ПК-14, I уровень) к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп.
  • 10 недель

    длительность курса

  • от 8 до 12 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 4 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Петрова Валерия Николаевна

Кандидат психологических наук
Должность: Доцент кафедры организационной психологии факультета психологии НИ ТГУ

сертификат об окончании курса

Сертификат

Для получения сертификата необходимо успешно выполнить все задания на оценку и сдать итоговый тест.

Похожие курсы